Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему евреи свысока относятся к другим народам?

Темы: Избранность, Предназначение, Ассимиляция, Народы мира, Праотцы, Праведники, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины. С самого начала моего изучения Иудаизма и еврейского взгляда на мир меня интересует один вопрос: почему евреи свысока относятся к другим народам? В молитвах принято произносить: «благодарю, что Ты не создал меня неевреем».

Сама эта формулировка «евреи и неевреи» уже вызывает много вопросов. Я не привык делить людей на национальности, и мне, в общем-то, всё равно, кто из какого народа, главное — каков сам человек.

Это замечательно, что праотцы еврейского народа — великие праведники, но разве Б-г судит человека по делам его отцов? Или всё-таки по делам самого человека? Моя мама — еврейка, а папа — татарин, и я одинаково люблю своих близких как по маме, так и по отцу. Я против высокомерия и целиком за взаимодействие между евреями и остальными народами.

Говорят, что миссия еврейского народа — служить Б-гу. Но как служить Тому, Кто абсолютно самодостаточен и ни в чем не нуждается? Разве не логичным здесь будет ответ, что задача еврейского народа — служить этому миру, в который как раз входят другие народы? В этом мире есть над чем работать, поле непаханое, как говорится. Разве не лучше было бы для еврейского народа стать более открытым для мира? Я целиком поддерживаю эту идею. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

С Вами во многом можно согласиться.

«Как служить Б-гу, когда Он самодостаточен» — в принципе, тема для отдельного разговора, но Вы правы, что один из ответов на этот вопрос: надо служить этому миру, совершенствовать его. Как любовь к Б-гу означает любовь к этому миру, который Он создал, и стремление в силу возможностей улучшить и облагодетельствовать его. И, да, это означает также делать добро другим людям и народам, нести им свет. Болеть за них, молиться — как молился наш праотец Авраам, о котором читаем сейчас в Торе, даже о спасении Сдома, хотя его жители были полной ему противоположностью, воплощением не любви и милосердия, а эгоизма и жестокости.

Но.

«Не делить людей на национальности» — это уже другой вопрос, скорее из области коммунистического утопизма. Реалии таковы, что есть на свете разные народы, как есть разные люди. У каждого человека свой характер и свои способности, ибо у каждого своя роль в жизни — и у каждого народа тоже.

Есть на свете евреи, а есть неевреи. Есть русские и французы, и англичане и т. д.

Можно было бы возразить: это не значит, что один вправе считать себя лучше другого!

Да, но… Вы скажите французу, даже самому современному, что его народ ничем не лучше англичан: угадайте, какой будет реакция. Думает ли он: «Хорошо, что я француз, а не англичанин»? Конечно! Или скажите современному американцу, что между его народом и другими нет никакого различия и что глупо и высокомерно думать об Америке как об исключительной нации, «городе на холме», — реакция будет примерно такой же.

И в то же время американцы скажут: мы любим весь мир и открыты для него, и искренне желаем его облагодетельствовать. Просто это надо сделать распространением на весь мир наших идей либерализма и нашей системы демократии — которые, конечно же, лучше всех других идей и систем, на то мы и избранн… то есть исключительная нация. Другие народы, может быть, не упомянут о такой исключительности, но скажут, например, что у них особая культура, музыка или хотя бы кухня, с которой всему миру не помешает познакомиться…

Это называется патриотизм. У каждого народа свои достоинства, которых нет у других, и он чувствует, что в этом он лучше других, и этим гордится.

Или, если говорить не о народах, а о других группах людей, например, профессиях, музыканты считают, что они — особые, «служители музы», носители культуры, которые чувствуют и понимают в этом больше других, — и потому должны нести этот свет остальным. И рады, что им довелось быть музыкантами, гордятся этим.

Интеллигенция в целом чувствует себя носительницей и образования, и нравственности, видит в этом повод для гордости — и обязанность просвещать и «воспитывать» народ, который, конечно же, очень любит.

Да, мы любим всех и хотим взаимодействовать со всеми, и у каждого из нас есть что дать — потому что изначально у каждого из нас есть нечто, чего нет у других. А если бы у других было всё, что есть у нас, нам нечего было бы давать, нечего «вспахивать» (если говорить, как Вы, о непаханом поле). И какой бы был смысл именно в нашем существовании?

Подобным образом каждый человек должен ощущать, что он в чем-то особый и ему есть что дать миру. А если нет такого ощущения, то начинают возникать вопросы: зачем он вообще существует и в чем смысл его жизни?

И многие из тех евреев, которые почувствовали, что нет различия между их народом и другими, ассимилировались: зачем напрягаться, соблюдать законы религии и сохранять свое еврейство, если евреи ничем не лучше других народов? Зачем воздерживаться от брака с девушкой другой национальности, если она хороший человек и мы любим друг друга, и не видно между нами никакого различия?

Именно так рассуждали миллионы евреев и в России, советской и постсоветской, и в Америке, и вот результат: их потомство уже не является еврейским. Да, по мнению тех, кто верил в коммунизм с его интернационалистическим братством или в американский «плавильный котел», оно и хорошо, пусть все нации перемешаются и не будет поводов для межнациональной розни. Но это, как сказано, в любом случае оказалось утопией.

Если же мы решаем, что нам важно оставаться евреями, и важно, чтобы были в мире и французы, и англичане, каждый со своей уникальной идентичностью и культурой, то представители каждой из этих групп должны ощущать, что она в чем-то лучше других. Что стоит быть англичанином, что это хорошо, и, следовательно, надо радоваться тому, что я англичанин, а не француз или любой другой неангличанин.

Вот и мы радуемся тому, что принадлежим к еврейскому, а не к какому-либо другому народу, и благодарим Б-га за то, что такими нас создал.

Но разве это не высокомерие?

Нет. Высокомерие мы наблюдаем, когда человек, ощущающий себя в чем-то лучше других, решает, что он лучше других во всем и что это дает ему право смотреть на них свысока, унижать и ущемлять их. Ведь причиной, по которой патриотизм в глазах многих дискредитирован, стало то, во что он вылился у нацистов. Возомнив себя особой «арийской нацией», они решили, что обладают правом угнетать, а то и уничтожать другие народы, с известными последствиями. Конечно, тот, кто мыслит в подобном духе, заслуживает такого же решительного осуждения, как они, будь он русский, американец или еврей.

В то же время, можно осознавать достоинства своего народа — или свои личные — и при этом не смотреть свысока на других, а, как мы согласились, стремиться оказывать положительное влияние на мир и улучшать его. Относиться к этому как к священной миссии, за выполнение которой мы несем ответственность. Именно в этом заключается идея нашей избранности — избранности на миссию, как избран президент или любой политик на свою должность. Он избран в силу своих качеств и способностей, и в то же время сама суть его миссии — быть слугой народа.

И если не выполним свою миссию, то окажемся не лучше, а хуже других. Как тот же президент, который не привел свою страну к миру и процветанию, хуже любого человека, который достойно выполняет свои обязанности. Б-г судит каждого в соответствии с его способностями и обязанностями, поэтому действительно, радуясь способностям, надо побеспокоиться о выполнении обязанностей, ибо за то, что способности не были использованы по назначению, и ответственность выше.

То же касается Вашего вопроса, судит ли Б-г человека по делам отцов. Конечно, главным образом, по делам самого человека. Но дела отцов могут помочь — если сын достойно продолжит их дело. Ибо когда мы говорим о «делах отцов», мы имеем в виду, что отцы настолько разработали определенные положительные качества и силы, что сделали их частью своего «генетического кода», поэтому они передались и нам. Но их надо использовать.

Как хорошо кто-то выразился: пышная родословная означает много нулей, но ты должен поставить перед ними единицу. А если поставишь перед ними минус единицу, соответственно, получится отрицательное число такой же величины: у таких-то великих предков такой негодный потомок… Не просто плохо поступает, а позорит их имя.

Так что порадуемся своему еврейству и наличию праведных праотцев — и побеспокоимся о выполнении всех обязанностей, вытекающих из этого. О том, чтобы поставить перед нулями именно положительное число.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.