Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г позволяет человеку спиться и стать алкоголиком?

Темы: Испытание, Вино, Наказание, Предназначение, Свобода выбора, Грех, Искупление, Зависимости

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему Б-г позволяет человеку спиться и стать алкоголиком, и какая от таких людей польза в этом мире? N.

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Феномен пьянства и алкоголизма, конечно, не может не удручать, поэтому вопрос понятный. Подобный же вопрос можно задать о наркомании и др.

Каждый человек создан с двоякой целью. Во-первых, совершенствовать себя, свою душу: развивать достоинства и бороться с недостатками. А во-вторых, сыграть какую-то роль в окружающем его обществе.

Да, с первой целью опустившийся человек, вроде бы, не справляется. Однако совершенствование будет истинным достижением лишь в том случае, если возможен и иной вариант. Не подъем на самую вершину, а падение на самое дно. Поэтому и существует свобода выбора: человек может сделать усилие и подняться, а может и опуститься. Именно потому, что существует возможность такого падения, имеет ценность его противоположность — подъем.

Назначение алкогольных напитков — поднимать дух, помочь человеку «разогреться» (на то они и «горячительные») и раскрепоститься. Поэтому в иудаизме есть даже заповедь выпить — в Пурим, когда надо «разбить лед» после зимней замороженности, укрепить единство между людьми и увеличить радость жизни. «И вино, веселящее сердце человека…» (Тэилим 104:15). Но при этом, как водится, мы несем ответственность за то, чтобы использовать каждый данный нам инструмент с толком и в меру. Сделаем правильный выбор и будем пить в меру — поднимем дух, будем пить без меры — опустимся. И только поэтому возможна награда за подъем.

А кто всё-таки опустился — с ним всё кончено?

Нет, на самом деле борьба идет внутри каждого человека. Ибо Б-г пожелал, чтобы Ему служил целый «спектр» людей, каждый на своем уровне. Поэтому Он наделил каждого своими достоинствами и недостатками и поставил каждого в свои обстоятельства, где человеку в каждый момент дана возможность двинуться вниз или вверх.

И каждого Б-г судит в соответствии с его уровнем. Моше Рабейну, великий праведник, посвятивший всю жизнь служению еврейскому народу и отличавшийся скромностью и терпением, был строго наказан Б-гом за легкое раздражение из-за жалоб народа, показавшихся ему несправедливыми. На его уровне это было серьезным проступком.

С другой стороны, даже уголовники живут по своим понятиям добра и зла и, на своем уровне, могут сделать что-то хорошее. Даже у маньяка может проснуться какая-то совесть или жалость, и он решит пощадить очередную жертву или хотя бы не так жестоко ее мучить. Для него это может быть большим духовным достижением. Вот и алкоголик или наркоман может получать награду за малейшие шажки вверх или хотя бы воздержание от очередного шага вниз.

Так что таких людей Б-г тоже создал с определенной целью, и только Он может судить о том, насколько успешно они справились.

Но почему другие должны от них страдать?

Это уже вопрос о роли таких людей в обществе. На первый взгляд, она действительно может показаться отрицательной. Так ли это?

Прежде всего, отрицательные роли тоже нужны. Мир в целом весьма неидеален, в нем есть и злые люди, и болезни, и стихийные бедствия, и техногенные катастрофы. Или просто дефицит необходимого. Почему Б-г создал мир таким? Потому что цель человека — быть хорошим и совершенствовать мир. А это значит — бороться с каким-то злом или устранять какие-то недостатки. Поэтому в мире создана не идеальная жизнь, а идеальные возможности для ее совершенствования, много работы — много зла и недостатков, с которыми надо бороться.

Если присмотреться, такова цель практически всех человеческих занятий и профессий. Полицейские борются с преступностью, врачи — с болезнями, учителя — с необразованностью, строители — с нехваткой жилья и т. д. Если бы в мире уже всё было идеально, людям не представлялось бы возможности делать добро и быть хорошими. Так сказал раби Акива: бедняки созданы для того, чтобы мы имели возможность им помогать (см. трактат Бава Батра 10 а).

Вот и алкоголики или наркоманы — тоже своего рода «бедняки», несчастные люди, которым по возможности надо помогать подняться или не упасть еще ниже, «спасать их от самих себя». А когда не удается — спасать других людей от агрессии и другого вреда, который им могут нанести алкоголики и наркоманы.

Чтобы помогать людям с зависимостью, нередко нужна особая чуткость и терпимость, и у тех, кто обладает этими свойствами, появляется возможность их проявить и так выполнить свое предназначение, реализоваться и достигнуть совершенства.

Если в конкретной ситуации невозможно воздействовать на алкоголика/наркомана или спастись от его буйства, он может служить орудием Б-га для наказания других людей — подобно стихийному бедствию. В таком случае ущерб, который не удалось предотвратить, следует принимать со смирением, как наказание за грехи или искупление грехов.

Или как испытание терпения: он спьяну меня оскорбил — а я не отвечу, хотя сильно бесит. Мудрецы говорят, что люди, которые «слышат оскорбления в свой адрес, но сами не отвечают оскорблениями; слышат, как их поносят, но в ответ молчат», находятся на высочайшем духовном уровне. А если бы не было тех, кто оскорбляет и поносит, не могло было бы быть и тех, кто в ответ молчит и терпит.

Наконец, само существование опустившихся людей может послужить для других стимулом двигаться в противоположном направлении, «отталкиваясь от противного». Так мудрецы объясняют, почему глава Торы о назире, который достигает особой святости, воздерживаясь от вина (и ряда других вещей), следует сразу после главы о женщине, подозреваемой в супружеской измене (сота). До разврата можно дойти в результате злоупотребления алкоголем, поэтому тот, кто видит падение соты «во всей красе», может извлечь из этого урок и воздержаться от вина (комментарий Раши к Бемидбар 6:2).

Так, что когда попадется нам на глаза пьяница или наркоман, скажем: ой, как страшно, какая жалость — и преисполнимся решимости самим даже шагу не делать в том направлении, а только в противоположном, вверх. Хотя бы это — уже польза.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.