Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Совместимы ли соблюдение религии и госслужба?

Темы: Запреты, Предназначение, Суббота, Праздники, Заповеди, Почитание родителей, Работа

Отложить Отложено

Здравствуйте! Меня волнует вопрос: совместимы ли в полной мере соблюдение религии и госслужба? Ведь это, по сути, значит: служить в двух системах, разным начальникам. Соблюдение законов религии — служение Б-гу, а госслужба — служение тому или иному государству и продвижение его интересов.

Может ли честный и набожный человек с одинаковой искренностью и добросовестностью служить обоим? Да и в практическом плане служение Б-гу требует, например, соблюдения субботы и праздников, что нередко противоречит требованиям работы. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете интересный вопрос.

Только его надо расширить. Госслужба — это, понятно, работа в системе. А если частная фирма, то нет? И, вообще, организация любого типа?

Ведь все они обычно устроены по одним и тем же принципам. Когда одно дело приходится выполнять большому количеству людей, они структурируются в систему: происходит распределение труда, каждому работнику или группе работников выпадает одна из частей задания или процесса, а кто-то должен распределять эти задания, контролировать их выполнение, задавать общее направление и т. д. То есть возникает иерархия. Иначе, если никто никому не будет подчиняться, а будет сам решать, что ему делать, получится анархия и хаос и мало что будет сделано.

Поэтому автор «Законов Паркинсона» не только формулирует сам закон, но и описывает с некоторой иронией структуру частной фирмы, показывая, что по своему строению и атмосфере она часто мало чем отличается от государства с авторитарной, иногда прямо-таки «советской» системой управления. Работникам приходится подчиняться решениям начальства, даже если им кажется, что не так надо, или это как-то их лично ущемляет. Ибо главное — это интересы всей фирмы, начальство исходит, прежде всего, из них, а бывает — и из личных пристрастий, и заставляет других идти в заданном им направлении.

Получается, что, так или иначе, человек, который где-то работает, служит в системе. Либо государству — продвижению его интересов, либо фирме — продвижению ее интересов. Производству и/или продаже ее товара и получению прибыли ее владельцами.

А если человек религиозный и ему надо служить Б-гу?

Служение Б-гу вовсе не означает, что не следует подчиняться никому из созданных Им людей или правилам, установленными этими людьми. Ведь Б-г создал мир и сотворил в нем человека для того, чтобы он занимался созидательной деятельностью. А поскольку большие созидательные проекты требует участия множества людей и единственный способ их осуществить — структурировать процесс вышеописанным образом, получается, что «Сам Б-г велел» создавать такие системы. Он разделил человечество на разные народы и государства, Он дал человеку организовать производство разных благ и торговлю ими, и для всего этого необходимы системы. В которых неизбежно есть начальники и подчиненные, «служащие» делу системы.

Таким образом, сама по себе служба в такой системе не противоречит служению Б-гу, то есть выполнению Его Воли.

А можно и конкретные примеры: Йосеф достиг успеха именно как визирь фараона, дав ему совет, как вести экономическую политику Египта в свете надвигающегося голода, а затем и осуществив эту политику. Откровенно работал в египетской системе, служил фараону и продвигал интересы Египта — и в то же время оставался соблюдающим евреем и даже был награжден Торой особым титулом «Праведник». И Мордехай занял аналогичный пост при персидском царе Ахашвероше, и тоже остался праведником, да и помог спасти свой народ от уничтожения, которое планировал Аман. И по стопам этих праведников пошли потом многие «придворные евреи» в истории.

И Талмуд четко говорит: дина де-мальхута дина — законы государства, в котором проживают евреи, действительны и для них. Они установлены, чтобы обеспечить функционирование общества, и таким образом представляют Волю Б-га.

Проблема возникает, только когда конкретные действия или правила системы противоречат Его Воле. Но понятно, что тогда система уже не представляет Б-га, а противостоит Ему. И тогда действительно наступает момент истины для еврея: кому он на самом деле служит, системе как самоцели или Б-гу? Если Ему, то следует подчиняться лишь системе, которая представляет Его, а не той, которая идет Ему наперекор.

Простой пример из системы еще одного типа — семьи. Даже не государство или владелец фирмы, а Сам Б-г велел почитать родителей, а также «бояться» их (Ваикра 19:3). Согласно «Сефер а-Хинух»[i] (212), это означает: выполнять указания и желания родителей и не противоречить им. Получается прямо-таки служба. Но тот же стих в Ваикра продолжает: «…а субботы Мои соблюдайте» — и Раши[ii] поясняет: «хотя Я заповедал тебе почитать и бояться отца, если он прикажет тебе нарушить субботу (или любую другую заповедь), не слушайся, ибо “Я Господь, Б-г ваш” — вы оба обязаны почитать и бояться Меня». Итак, служение системе «семья» и почитание родителей — Воля Б-га, но — при условии, что конкретное задание родителей не противоречит другой четко высказанной Его Воле. В последнем случае воля родителей уже явно не представляет Волю Б-га, а противоречит ей, а служить надо именно Б-гу.

Поэтому, если работа в системе требует, например, нарушения субботы или праздников, то надо либо найти с ней какой-то компромисс, позволяющий избежать нарушения, либо, ничего не поделаешь, найти другую работу. В этом состояло большое испытание для миллионов евреев, которые прибывали в Америку в первой половине 20-го века. Уже на том этапе она предлагала более мирную и материально развитую жизнь, чем старая Европа, но еще не была настолько толерантной к соблюдению религиозных законов, чтобы признавать право евреев не работать в субботу. И огромная часть евреев была вынуждена выбирать — соблюдение субботы или работа: еврея, который отказывался работать в субботу, просто увольняли. Таким евреям нередко приходилось искать новую работу каждую неделю, и далеко не все выдержали это тяжелое испытание, и не нам их судить. А ведь там как раз были в основном не государственные, а частные компании, и, тем не менее, такому испытанию они подвергли евреев.

Но позже Америка стала другой, и не только она, поэтому вполне можно найти работу, на которой еврею будет возможно соблюдать субботу и другие заповеди Торы. Во многих странах подобные права работников закреплены законодательно.

Единственная ситуация, в которой еврею позволено жертвовать соблюдением законов Торы, — это угроза для жизни (за исключением трех самых тяжких запретов — убийства, прелюбодеяния и идолопоклонства, которые нельзя нарушать даже под страхом смерти). Но в большинстве случаев всё-таки так вопрос не стоит. И, пока можно найти способ работать, соблюдая законы религии, сам факт, что человек работает в какой-то системе и служит делу и интересам каких-то групп людей, будь то государство или частная фирма, не является проблемой. Все они — составляющие большой системы мироздания, созданной Б-гом, поэтому, если работа не противоречит Его прямым указаниям, то, работая на благо этого мира, человек служит и Ему.

С уважением, Меир Мучник

 

[i] «Книга Воспитания». Свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Книга издана анонимно. Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Кропотливый анализ текста склонил многих позднейших ученых к мнению, что труд составлен известным испанским мудрецом, раби Аароном Алеви, учеником Рамбана (Маймонида).

[ii] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.