Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что поможет мне стать хорошим врачом и не только?..

Темы: Эмоции, Предназначение, Психология, Медицина, Помощь, Искусство

Отложить Отложено

Здравствуйте. В этом году я заканчиваю медицинский университет и начинаю стажировку в больнице. Всегда замечаю, что в иудаизме есть особенный взгляд даже на повседневные вещи. Скажите, что с точки зрения иудаизма может помочь мне стать хорошим врачом. N.

 

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам. В Торе и Талмуде рассматриваются разные аспекты работы врача. Но давайте попробуем сфокусироваться на одном из них.

В Торе (глава Мишпатим) сказано, что человек, который нанес телесные повреждения другому, должен выплатить пять различных компенсаций, одна из которых — оплата расходов пострадавшего на лечение: «Если ссорятся люди и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, То, если он встанет и будет ходить по улице на костыле своем, то ударивший не будет повинен (смерти), только пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его» (Шмот 21:18-19).

Талмуд (Бава Кама 85а) делает отсюда вывод, что врачу дано право лечить больных. Шулхан Арух[i] (Йорэ Дэа 336:1) приводит этот закон и говорит, что лечить людей означает — выполнять заповедь спасения человеческой жизни и тот, кто может вылечить другого, но не делает этого, — как будто проливает кровь.

Далее автор Шулхан Аруха делает интересное замечание, основанное на Иерусалимском Талмуде (трактат Нэдарим): врач обязан лечить больного, даже если есть другой человек, который может исцелить его, поскольку человек не может быть успешно вылечен любым врачом.

Это замечание можно понять по-простому: не все врачи равны — у них профильная подготовка в разных областях. Кроме того, жизненный и врачебный опыт разных врачей заставляет их формулировать диагноз по-разному, и это может оказаться решающим фактором для спасения жизни пациента.

Сегодня это выглядит вполне логично, и принято обращаться за вторым или третьим медицинским заключением, потому что у каждого врача — свой подход к лечению. Таким образом, врач обязан лечить пациента и не может освободить себя от этой обязанности, даже если у пациента есть возможность обратиться к другому врачу.

Однако вернемся к замечанию Шулхан Аруха о том, что человек не может быть успешно вылечен каждым специалистом. Это напоминает другую ситуацию, о которой говорится в Талмуде (Макот 10а): ученик ешивы, совершивший непреднамеренное убийство, должен укрыться в городе-убежище. Талмуд говорит: учитель обязан последовать за своим учеником в город-убежище и продолжать преподавать ему там, если нет других учеников, которые не смогут учиться без учителя.

Один из комментаторов Талмуда, Ритва[ii], говорит, что этот закон действителен, даже если в городе-убежище есть ешива, и объясняет это тем, что человек не может успешно учиться у любого учителя.

Это также можно понять по-простому: может быть, в ешиве города-убежища изучают тему, которая не подходит данному ученику, или стиль преподавания значительно отличается от того, к которому он привык.

Однако, возможно, существует и более глубокое объяснение. Иногда связь ученика с учителем основывается не только на простой передаче информации. Зачастую учебный процесс включает в себя гораздо больше и ученик учится многому из самой манеры преподавания и поведения учителя. Иными словами, кроме формальной передачи информации, существует эмоциональная связь, которая является неотъемлемой частью обучения.

На основании этого мы сможем по-другому взглянуть и на упомянутое замечание Шулхан Аруха — о том, что человек не может быть успешно вылечен каждым врачом. Возможно, дело не только в том, какими знаниями обладает врач.

Разные врачи могут назначить одну и ту же процедуру или выписать одно и то же лекарство. В чем же различие? В том, как они относятся к пациенту. Когда врач видит не просто еще одного пациента, а человека, страдающего каким-то недугом, и стремится ему максимально помочь, между ними возникает особая эмоциональная связь. Иногда теплое отношение и заинтересованность врача могут оказаться решающим фактором в процессе лечения.

На практике это действительно так. Моя жена работает в районной поликлинике, она рассказывает: многие пациенты заранее звонят и узнают, кто из медсестер работает в этот день, потому что они хотят даже такие стандартные процедуры, как анализ крови или кардиограмма, делать у сестер, с которыми знакомы и которым доверяют.

Интересно, что это отражено даже в современной формулировке клятвы Гиппократа, которую приносят в американских университетах: «Я буду помнить, что медицина — это не только наука, но и искусство, и что тепло, симпатия и понимание могут быть более эффективны, чем хирургический нож или аптечное лекарство».

На самом деле это актуально не только для врачей, но и для каждого из нас. Многие из нас общаются по работе с другими людьми, есть стандартные операции, которые мы выполняем по отношению к другим. Но иногда деловое формальное общение не дает положительных результатов, а тепло, забота и желание понять другого делают профессионально общение гораздо более эффективным.

Это также касается и отношений в семье: невозможно быть «формальным» супругом или родителем, не заботиться об эмоциональном аспекте отношений. Иногда царапину на коленке ребенка требуется всего лишь заклеить пластырем. Но проявление сочувствия, теплое слово и объятие помогут в этой ситуации выполнить родительскую задачу действительно эффективно.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[ii] Раби Йом-Тов бар-Авраам а-Севили (Ритва; 5010-5090 /1250-1330, Испания) — духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.