Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Страшный случай произошел недавно с ребенком… Как успокоить свою душу?

Темы: Страдания, Награда, Душа, Будущий мир, Ган Эден, Рай, Молитва, Смерть, Жизнь, Ангелы

Отложить Отложено

Здравствуйте, Уважаемые Раввины!

Страшный случай недавно произошёл с пятилетним ребёнком в Костроме, вся страна переживала о произошедшем. А ведь таких жертв в детском возрасте, оказавшихся в руках маньяков, оказывается очень много.

С точки зрения веры — как успокоить свою душу и думать, что эти несчастные детские души уже в раю? И какую молитву прочитать, чтобы это было так? N.

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Разумеется, невозможно с Вами не согласиться, что это ужасно — и конкретный случай в Костроме, и феномен в целом — и не присоединиться к Вашему крику души.

Что же касается отношения к этому с точки зрения веры, думается, Вы правильно его опредилили: эти детские души уже в Небесном Эденском саду.

Либо их пребывание на этом свете — гораздо более короткое, чем обычно, — гильгуль, возвращение в этот мир душ людей, уже проживших свою жизнь здесь, но не сумевших что-то исправить в духовном плане. Так они получили возможность «довершить» это исправление. И, завершив таким образом свою миссию, их души могут перейти туда, где им будут предоставлены все блага того мира, для получения которых они были созданы.

Либо таких детей, которые так и не получили шанс стать взрослыми в этом мире и выполнить какую-то миссию, Б-г изначально создал с душой иного типа. Для нее высшее блаженство — не награда за выполнение миссии в этом мире, которая поэтому ценится как личное достижение, а само существование и наслаждение близостью к своему благодетелю: в этом мире — к родителям, а в Будущем — к Б-гу. Вот она туда и попала напрямую. И там стала — как ангел, который тоже был создан без свободы выбора и возможности совершенствовать выбором свою душу, но с изначально чистой душой, для которой сама близость к Б-гу и есть высшее наслаждение. Неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — в этом плане они действительно схожи.

Хотя, конечно, трудно принять это как полноценное объяснение случившегося, и мы естественным образом должны содрогаться от одной только мысли о гибели невинных детей. И, конечно, если жизнь этих детей или уход из нее был отягощен страданиями, за это им полагается особая компенсация.

Таким образом, как раз вера дает нам основания считать, что Б-г о них позаботится и они не останутся в чем-либо обделенными.

Разумеется, это никак не оправдывает тех, кто совершил в их отношении ужасные преступления: с ними тоже разберутся по справедливости, если не люди, то Сам Б-г.

Что касается молитв за души этих детей — конечно, можно молиться за любое благо. Только у нас обычно не просто молятся за души умерших, а действуют в этом мире — выполняют заповеди и благие дела — и в заслугу этого просят Б-га о благах для душ умерших. О «подъеме» этих душ (илуй нэшама) на более высокую ступень в Ган-Эдене и достижении более высокого уровеня награды.

Парадокскально, но более сложен вопрос в отношении тех детей — да и любых невинных людей, — которые, претерпев издевательства и страдания, не умирают, а остаются в живых: как им после этого жить с полученной травмой, с нанесенной им глубокой раной?

Но здесь надо отметить, что жизнь любого человека неидеальна — у каждого из нас есть свои страхи, комплексы и т. д., трудно найти человека, у которого в этом плане все идеально чисто. И значительная часть этого «багажа» приобретается уже в детстве. Жизнь начинается именно с того момента, когда человеку трудно, а то и невозможно идеальным образом справиться с напором суровых реалий и избежать их пагубного влияния на свою душу. Но именно так Б-г устроил мир.

Похоже, потому, что наша цель — не просто идти по этой жизни налегке, а именно преодолевать всевозможные препятствия, включая глубокие травмы и фобии, давно ставшие почти частью самой нашей сущности, «встроенным» бременем, затрудняющим путь. Именно за такое преодоление мы получим награду. А поскольку идеально справляться в этом плане очень трудно, Б-г будет судить каждого по справедливости — по ситуации и приложенным усилиям.

Он пожелал, чтобы Ему служили люди всевозможных типов, находящиеся на самых разных уровнях — и у каждого свои трудности и вызовы. И каждый шаг в правильном направлении, каждый верный выбор — неважно, совершается ли он в святом храме или в криминогенных трущобах, — возвышает душу человека и дает ей заслугу. И тогда, наоборот, всё дополнительное бремя ран и травм дает дополнительные «очки» тем, кто шел вопреки им. Как говорят мудрецы (Авот 5:23), «по страданиям и награда».

Да удостомся ее мы все.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.