Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я не самый духовный человек, но в деньгах всегда честен. Почему у меня испытания именно с деньгами?

Темы: Испытание, Исправление, Награда и наказание, Моше, Деньги, Пророки, Духовность, Раби Акива, Заслуги

Отложить Отложено

Ув. Рав, у меня такая проблема. Я понимаю, что у всех материальных ситуаций есть духовный корень, но понять их я не могу.

Я очень часто оказываюсь в ситуациях, которые моим умом не объяснимы. У меня уже второй год проблемы с работой, я всегда думал, что это проблема во мне: не так сказал, не промолчал, где следовало. Но последнее время всё еще сильнее усугубилось.

Я работаю в сфере продаж, думал, что это у меня низкий уровень профессионализма, но я обратил внимание, что продажи очень сильно упали у всех. Я думал, это ответ от Всевышнего за какие-то мои поступки в финансовом плане по отношению к другим. Но я никого не обманывал на деньги, ни у кого не воровал, по возможности старался дать взаймы, если меня просили.

Признаю, что я не самый духовный и набожный человек: и не молюсь должным образом, и где-то позволяю себе вещи не очень духовные, но я стараюсь никого не обижать, не дурить на деньги, не продавать товар «не очень» как самый лучший. Почему Б-г ставит мне испытания именно в этом аспекте моей жизни? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде всего, позвольте посочувствовать Вам в связи с Вашими трудностями и пожелать скорейшего улучшения ситуации.

Замечательно, что Вы заботитесь о своей духовности и задумываетесь о поступках, стараетесь делать добро и повышать свой уровень.

В то же время нам действительно далеко не всегда дано понять, в чем именно корень наших трудностей и проблем, и непременно связать это с тем или иным грехом. Тем более что, как Вы отмечаете, подобные проблемы есть у многих.

В последний год корона-кризис подорвал экономику в значительной части мира. Но и это не первый случай экономического спада, они происходят регулярно, в этом плане жизнь циклична. Только каждый раз причина кризиса иная — и это, возможно, для того, чтобы человечество не могло с уверенностью прогнозировать такие циклы, чтобы мы не могли их избежать (и прийти к ощущению, что нам всё нипочем), а приняли бы как посланные Б-гом.

Четкое понимание связи наших бед с нашими грехами и, в целом, понимание связи между духовностью человека и его положением в этом мире было возможно в эпоху Торы и Пророков. Ибо то была в целом эпоха ясности мира, очевидности существования Б-га. Поэтому Тора прямо говорит: если будете соблюдать заповеди и вести праведную жизнь, то и в материальном плане будете процветать, а если перестанете соблюдать Тору и, таким образом, отвергнете Меня, то и Я вас отвергну и подвергну страданиям в жизни (Ваикра 25, Дварим 28 и др.). Тогда эта связь «наглядно» действовала. Это отражало сущность Письменной Торы, которая была дана евреям на том этапе. В ней нет «двойных посланий» и разночтений: ее текст четко известен, никаких изменений и разных версий в нем быть не может. Вот и жизнь была такая: всё было четко и ясно.

Но потом закончилась эпоха пророков, передававших прямые послания от Б-га, и Сам Б-г перестал совершать открытые чудеса, продолжив управлять миром скрыто, маскируясь под «законы природы», «исторические процессы» и т. п. Его присутствие стало менее очевидным — и всё устройство жизни стало менее ясным. Например, можно быть праведным, но страдать.

Это отражает сущность Устной Торы, которая расцвела на том этапе. Мы находим в ней разногласия между мудрецами. С одной стороны, так Тора теряла свою ясность: один мудрец постановил так, а другой — наоборот! Где же истина?! Но, с другой стороны, эти разногласия породили целое «дерево» Устной Торы: разные подходы и типы логики, жаркие обсуждения, доводы, контрдоводы, анализы, теории.

Трудно увидеть одну всеобъемлющую и определенную систему, много в ней непостижимого, зато в результате каждый еврей может заниматься своим анализом и поиском истины, строить свои теории.

Вот и кажущаяся противоречивость самой жизни, неочевидность ее смысла дает каждому человеку возможность задаваться вопросами и искать ответы, самому открывать Б-га в разных аспектах этой жизни и по-своему видеть проявления Его присутствия и деятельности.

Письменную Тору олицетворял Моше, получивший ее от Б-га. Его жизнь воплощала успех праведника: чудесное спасение от всех угроз, успешное осуществление Исхода и Дарования Торы, и, в конце концов, «смерть-поцелуй». Для Моше всё в мире было очевидно и понятно: существование Б-га, процветание праведника, страдания грешника. А когда Моше становился свидетелем страданий невинных людей, он приходил в ужас.

Устную же Тору олицетворял Раби Акива. Вся его жизнь как раз служила иллюстрацией того, что праведность вполне может сочетаться со страданиями: то крайняя бедность, то расставание с любимой женой на долгие годы, то гибель многочисленных учеников и, в конце концов, собственная смерть — страшная, мученическая.

Когда Б-г показал Моше будущее: бейт-мидраш, где давал урок Раби Акива, Моше сначала не мог понять его толкования Торы. А потом, когда Б-г показал ему страшную гибель Раби Акивы, ужаснулся: «Такая мудрость в Торе — и такая за нее “награда”»?!

Но Раби Акива воплощал Устную Тору — и отражающую ее жизнь, противоречивую, а то и трагичную, непостижимую, но в которой, тем не менее, можно открыть для себя Б-га, жить с Ним и добиться выдающихся успехов в духовной сфере. Раби Акива не ужасался трагичным, страшным зрелищам, он находил способ видеть в них исполнение плана Творца для нашего блага и вселять в окружающих спокойствие и надежду на лучшее (Макот 24а).

Поэтому сегодня уже трудно видеть явную связь судьбы человека с его духовным уровнем. Можно быть праведником, как Раби Акива, и, тем не менее, умереть страшной и мучительной смертью. Разумеется, мучения служат искуплением тех грехов, что есть, а никто не безгрешен, но на вопрос, как мучений избежать и почему их посылают, четкого ответа может не быть. Единственное, что остается — как Раби Акива, несмотря на всё, находить в жизни позитив.

В целом, соблюдение религиозных законов не следует рассматривать как какое-то волшебное средство для решения всех проблем и избавления от всех несчастий. Конечно, всё зависит от Б-га и Ему определенно нужно молиться. Но Он не обещает всегда исполнять наши желания и оберегать от всех трудностей и мучений.

На протяжении истории нашего народа многие жили в бедности, а также умирали от болезней и подвергались прочим испытаниям, наравне со всеми людьми (в прошлом у всех также была высокая детская смертность). А вдобавок — подвергались преследованиям, изгнаниям, пыткам инквизиции, гибли в погромах и, наконец, в Холокосте. Да и сегодня продолжают гибнуть в терактах. Быть евреем в целом непросто. Да, евреи избраны — но именно для выполнения миссии, важной и трудной. Как президент страны избран — но легко ему не бывает.

Нелегко ему, но и зарплата (награда) больше. Уровень влияния, масштаб больше и в этом мире, и в Будущем, когда станет очевидным то, что он построил своим трудом — да еще и невзирая на все проблемы и препятствия. Как любая победа тем более дорога и ценна, когда достигнута нелегко, путем самопреодоления.

Кроме того, трудности могут как-то изменить жизнь, вынудить начать что-то другое, новое, дать иной взгляд на мир. А то, если всё хорошо, зачем что-то менять или вообще задумываться? В основном, человеческие мысли и анализ ситуации являются «разбором полетов», когда что-то не получилось, пошло не так. Почему пошло не так? Как улучшить?

Ну и, так или иначе, обретаем опыт, которым можем потом поделиться с другими. А то, если всё хорошо, то и не знаешь, что сказать и как помочь человеку, испытывающему трудности. А если сам уже испытал, то, возможно, знаешь.

Так что продолжим искать решение наших проблем, но и будем помнить, что получаем надбавки к награде за выполнение задания повышенной трудности. А также — постараемся использовать эти проблемы как шанс обогатиться опытом, знанием жизни, идеями, а то и изменить свою жизнь, найти какую-то новую тропу или помочь советом другим людям.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.