Темы: Вавилонская башня, Нимрод, Авраам, Убийство, Эсав
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер. В день смерти своего дедушки, Авраама, 15-летний Эсав убил Нимрода. А кто был Нимрод?
В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, преследования Авраама, крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом, Нимрод требует оказывать себе божеские почести и преследует верующих в единого Бога. Уже известного своей мудростью Авраама Нимрод пытался привлечь к строительству Башни, требовал поклонения себе либо стихиям и, встретив отпор, бросил Авраама в огненную печь и стремился уничтожить его потомков.
Как Вы думаете, если бы Нимрода убил Авраам, Ицхак, или Иаков — Тора/ мудрецы прокомментировали бы это так же негативно? Или, возможно, представили это убийство как-то по-другому, с положительной точки зрения?
Мы же не знаем, как прошло это убийство, может, это была честное сражение и убийство было совершено тоже «только» пращой... Заранее спасибо. Светлана
Шалом, Светлана!
Прежде, чем займемся непосредственно Вашим вопросом, важно прояснить один существенный момент. Тора не является «исторической книгой». Она не описывает события или персонажей только для того, чтобы мы просто знали, что они были и как они действовали. Каждый из описанных персонажей, будь то герой или «антигерой», олицетворяет какую-то идею. Тора рассказывает о разных людях, чтобы сопоставить между собой те идеи, которые они олицетворяют.
Теперь остаётся понять, какие именно идеи олицетворяли Нимрод и Эсав и почему именно их Тора противопоставила друг другу.
Из текста Торы и комментариев наших мудрецов «вырисовывается» следующая картина: Нимрод был первым в мире диктатором, который «приманивал» людей ради своих целей, используя обман и насилие. Нимрод взял на вооружение такие идеи, как единство и равенство, не ради развития человеческого общества, а чтобы реализовать собственное стремление к величию. Люди для него не имели самостоятельного значения, они являлись только средством для достижения его целей.
Нимрод олицетворял всем нам знакомое устройство общества, где «человеческий фактор» перестает быть значимым: коммунизм, фашизм, нацизм и т. д. Все эти общества зародились в результате стремления определённых людей и групп к власти, и плачевные последствия этих стремлений мы ощущаем по сей день.
Эсав же представлял другой подход к жизни. Его не интересовали высокие идеи, он не готов был служить кому-либо или чему-либо, кроме себя самого. Он пренебрег первородством, так как не видел в нем какой-либо выгоды для себя. И жил он только ради себя. Подход Эсава часто оказывается созвучен современному человеку. Только забота о своей личной выгоде сегодня мотивирует многих к действию. Те, кто разделяет этот подход, презирают все существующие идеологии и ценности, так как не видят смысла в том, чтобы посвятить жизнь чему-либо, что выходит за рамки их непосредственно ощущаемой выгоды.
И интересно, что именно эти два подхода, Нимрода и Эсава, противопоставлены друг другу. Нимрод, как мы упоминали, «завлекал» людей своими идеологическими приманками в единое общество, превращая их в одно целое, уничтожая человеческую индивидуальность ради своего величия. Эсав же не готов идти на поводу у кого-то, если лично ему это не принесёт пользы.
И Тора сообщает нам, что Эсав победит. Если общество объединено не по своей воле, если оно не построено на настоящих моральных принципах, то эгоизм каждого человека возьмёт верх и общество распадётся — на множество отдельных людей, каждый из которых занят только собой.
Почему Авраам не противостоял Нимроду? Потому что идея единого общества сама по себе не противоречит целям Авраама. Ведь если общество объединится ради служения Всевышнему, то его достижениям нет предела. Это будет совершенное общество, к которому мы стремимся. Только вот Нимрод объединял людей ради своих собственных целей и поэтому был поражён Эсавом.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Рав Шломо Гольдман
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Пятигорский
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.