Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как сочетаются заповедь «Не убий» и повеление Б-га убивать идолопоклонников, убийц и др.?

Темы: Запреты, Предназначение, Заповеди, Будущий мир, Убийство, Смерть, Смертная казнь, Жизнь, Ангел

Отложить Отложено

Шалом! Как сочетать между собой заповедь «Не убий» и повеления Ашема убивать идолопоклонников, убийц, прелюбодеев и др.? А также повеления убивать всех от мала до велика при завоевании Эрец-Исраэль? Константин

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Константин!

Вы задаете одновременно очень простой и очень сложный вопрос.

Как так?

А вот как.

Каким образом сочетается заповедь «не убий» с повелением убивать грешников? Очень просто. Запрет убийства не означает, что человека нельзя лишать жизни вообще. Нет, означает он другое: человек помещен в этот мир Б-гом для выполнения своей миссии. И только Б-г может определять, когда эта миссия должна завершиться. Поэтому убийство — лишение человека возможности ее завершить.

Только остается вопрос: ведь на самом деле всё в мире происходит по воле Б-га, поэтому если человек по факту погиб, значит, Б-г дал этому случиться — то есть решил, что его миссия действительно завершена. Почему тогда убивший его считается грешником?

Потому что ему Б-г не сообщал, что миссия жертвы завершена, и не давал указания убить. Поэтому, с его точки зрения, он действовал не как посланник Б-га, исполнитель Его воли, а как человек, ведомый низменными побуждениями: убрать конкурента, отомстить кому-то, просто уничтожить в порыве гнева.

Именно по этой причине его поступок — тяжкий грех. Не потому, что жертва убита, а потому, что он стал убийцей. Нанес ущерб своей собственной душе. (Но потому возможно и раскаяние: убитого не воскресишь, но душу убийцы исправишь).

В свете этого понятно, что казнь человека, приговоренного к смерти за конкретный грех — это не убийство. Ведь тогда убивающий действует именно как посланник Б-га и исполнитель Его воли — в этом случае Б-г ему именно что сообщил: грешник должен умереть, а стало быть, его жизненная миссия завершена.

Но вот заповедь убивать всех от мала до велика при завоевании Земли Израиля — самое сложное. Нет, конечно, можно просто сказать: поскольку это заповедь того же Б-га, значит, Он и в этом случае сообщил, что миссия всех этих людей завершена и их уничтожение — исполнение Его воли. Вот только то, что миссия действительно завершена, здесь объяснить труднее…

Для начала — идея, что может быть завершена миссия целого народа. В принципе, Б-г прояснил: те народы погрязли в грехах и именно на том этапе — но не раньше — их чаша переполнилась (Берешит 15:16, см. комментарий Раши). Поэтому уничтожение целого народа в этом плане мало чем отличается от казни одного грешника. Следовательно, тот, кто это осуществляет, — всего лишь исполняет волю Б-га.

Причем, не только евреи должны были так поступить тогда с народами, населявшими Землю Израиля. Тора дает аналогичное описание захвата соседними народами их земель: «А на Сеире обитали прежде хорим, и сыны Эйсава изгнали их и истребили их пред собой, и поселились вместо них, как сделал Исраэль с землей наследия своего, которую дал Господь им» (Дварим 2:12), «Землей рефаим считается также она [земля сынов Амона], рефаим обитали на ней прежде, а амоним называли их замзумим. Народ великий и многочисленный, и высокий, как великаны, и истребил их Господь пред ними, и изгнали они их, и поселились вместо них. Как сделал Он для сынов Эйсава…» (там же 2:20-22).

Да и везде на протяжении большей части истории было нормой при взятии любой армией любого города разграблять его и убивать всех жителей без разбору. Только в последнее время это стало считаться военным преступлением, хотя и теперь во многих случаях военачальники заявляют, что стремятся избегать жертв среди мирного населения, но на практике трудно…

Когда такое произошло с нашим собственным народом в Холокост (а тогда захватчики точно не пытались избежать жертв среди мирного населения), несмотря на всё чувство боли и несправедливости, можно хотя бы отчасти объяснить сам факт ухода такой массы людей так: завершилась миссия их мира — европейского еврейства. Ибо те, кто уцелел, построили уже другой еврейский мир, с центрами в Земле Израиля и в Америке.

Но даже если так, всё равно — как объяснить гибель детей? Положим, их общество должно было уйти целиком, а значит, и они как его часть. Или еще вариант: сказали мудрецы (Шабат 32:2): в наказание за нарушение обетов у человека умирают дети.

Во всех этих ситуациях сами дети невиновны, но они должны умереть в силу обстоятельств жизни взрослых, членами семьи или всего общества которых они являются. Поэтому спасти от смерти в этом мире их не получается. Пусть и так, но как же такое может быть справедливым?

Если бы всё человеческое существование было сведено к жизни в этом мире, то да, такое справедливым быть не может. Но ведь мы верим, что этот мир — лишь временное местопребывание человека, а основным станет Будущий мир. Где человек обретет высшее и вечное благо. Именно для этого он был создан.

Только в обычном случае человек не ценит благо, полученное даром, воспринимает его как подачку, а ценит только то, что заработал. Поэтому Б-г и помещает его в этот мир, где он может выполнить миссию и заработать благо своим трудом.

Конкретнее, это благо — не просто зарплата, а состояние души, чувство достижения и полноценности. Человек создан так, что это ему приятнее всего, потому что именно так он уподобляется Б-гу — как Его представитель. Б-г ничего ни от кого не получает, Он самодостаточен и полноценен, Сам творит, достигает и делится плодами Своего творчества с другими. Вот и человеку это приятнее всего.

Но возможно создание и иного типа души. Которой не надо этого чувства достижения для блаженства. Которая получает блаженство от самого своего существования близко к Б-гу. Как младенец. Или как ангел. Возможно, именно такими душами обладают те младенцы, которые так и не получили шанс стать взрослыми в этом мире и выполнить какую-то миссию. Быть может, их душе это и не было нужно. Она была создана лишь с целью существовать и наслаждаться близостью к своему благодетелю: в этом мире — к родителям, а в Будущем — к Б-гу. Вот она туда и попала напрямую. И там стала — как ангел, который тоже был создан без свободы выбора и возможности совершенствовать выбором свою душу, но с изначально чистой душой, для которой сама близость к Б-гу и есть высшее наслаждение. Неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — в этом плане они действительно схожи.

Конечно, трудно принять это как полноценный ответ, и мы естественным образом должны содрогаться от одной только мысли о гибели невинных детей. Но идея — достаточно допустимая для того, чтобы у нас не было основания для претензий к Б-гу по поводу несправедливости жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.