Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что будет с хорошим человеком после смерти, если он не исповедовал иудаизм?

Темы: 613 заповедей, Будущий мир, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотел бы спросить, что будет с хорошим человеком после смерти, если он не исповедовал Иудаизм. Разумеется, что понятие «хороший» формальное. Заранее спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете важный вопрос. А ответ представляется таким.

По словам мудрецов, избрав потомков Авраама, еврейский народ, для поддержания прямой связи с Ним (так как лишь евреи тогда приняли на себя это), Б-г разделил остальное человечество на семьдесят основных народов и поставил их под управление семидесяти ангелов, «окружающих Его трон». Это значит, те люди могут воспринимать Б-га не напрямую, а косвенно, через «призму».

В прошлом это означало — через посредство различных ангелов и небесных сил, которым приписывали самостоятельность.

Сегодня это означает — воспринимать центральную Истину, за которой стоит Б-г, через посредство различных идеологий, в каждой из которых может содержаться доля Истины. Через «призму» этих идеологий.

Еврейскому народу Б-г заповедал соблюдать 613 заповедей Торы. А остальным людям — семь заповедей потомков Ноаха. То есть и те люди, которых Он поместил под управление ангелов и которые воспринимают Б-га через «призму» других религий и идеологий, могут соблюдать эти семь заповедей.

И понятно, почему: ведь вне зависимости от господствующей в обществе религии или идеологии в большинстве случаев человеку с детства прививают неприятие убийства, воровства, несправедливости, понятие о важности взаимопомощи, честности и т. д. Кого ни спросим, обычно с этим согласятся.

А ведь в этом и заключается выполнение семи заповедей потомков Ноаха — это гораздо больше, чем семь предписанных или запрещенных отдельных действий.

Например, заповедь «не убий» запрещает не только само убийство. По словам мудрецов, тот, кто выставляет человека на позор, — хуже убийцы. Он его «уничтожает», тот «погибает в общем мнении». Так что полноценное выполнение заповеди «не убий» — это воздержание от нанесения любого «ранения» человеку. Не оскорблять, не уязвлять, не отравлять жизнь.

И заповедь «не укради» не только запрещает кражу, но и предписывает честно вести бизнес, соблюдать все его законы и правила, запрещает взяточничество.

И заповедь установить систему правосудия — «из той же оперы»: установить правовое государство, где главенствует закон и вершится справедливость.

Таким образом, тот, кто полноценно соблюдает заповеди потомков Ноаха, — это и есть «хороший человек»! Не убивает и не наносит ущерба людям, живет по совести, честен, законопослушен. Быть «хорошим» — это не просто формальность, это конкретный образ жизни. На который способен любой человек, ибо в таком духе он обычно и воспитывается.

А поскольку тот, кто соблюдает заповеди Б-га, получает за это награду, это должно относиться и к людям, соблюдающим заповеди потомков Ноаха.

А мудрецы учат: истинная награда за выполнение заповедей в этом мире невозможна: он слишком ограничен и полон проблем, чтобы дать полноценное и бесконечное блаженство. Значит, эта награда будет в Будущем мире — для всех, кто ее заслужил, выполнив волю Б-га. Ту миссию, с которой Б-г послал его в этот мир.

И действительно, мудрецы говорят: у праведников народов мира есть удел в Будущем мире (Санхедрин 10:2).

Что именно с ними там будет?

В точности сказать невозможно — как и сказать в точности, что там будет с евреями. В смысле, мы знаем, что будет хорошо, но вот как именно, каким будет мир, мы не знаем и не можем вообразить. Ибо, по словам мудрецов (Брахот 34 б), все предсказания пророков о прекрасном будущем относятся только к эпохе Машиаха, еще в этом мире, но о Будущем мире можно сказать лишь словами пророка Йешаяу (64:3): «Никто [этого] не видел, Б-же, кроме Тебя».

Но в одном можем быть уверены: каждый получит в точности то, что заслужил. Его будут судить по справедливости и с полным пониманием всех сторон его поступков. И, если жил по совести, выполнил волю Б-га, сыграл свою роль в жизни, то должен получить полагающуюся за это награду.

Да удостоимся ее мы все!

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.