Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Стараюсь работать над своими качествами, но так тяжело извиняться перед людьми…

Темы: Обида, Гордость, Раскаяние, Тшува, Йом-Кипур, Грехи, Заповеди, Сатан, Прощение, Искупление, Ангел

Отложить Отложено

Приближается Рош а-Шана и Йом-Кипур. Очень стараюсь работать над собой и над своими качествами. Уже многое исправил, но есть несколько людей, с которыми у меня не очень складываются отношения. Я понимаю, что это из-за моего вспыльчивого характера и надо извиниться перед ними, но ведь это так тяжело… Что можете мне посоветовать? Заранее благодарю, Ицхак

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Ицхак,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы поднимаете очень сложный вопрос. Действительно, Йом-Кипур — это время раскаяния и прощения, и Всевышний в Своем милосердии готов принять наше раскаяние.

В человеческих отношениях раскаяние играет немаловажную роль.  Каждый из нас на протяжении своей жизни встречается с множеством людей, одни более близки ему, другие менее. С каждым из них строятся особые отношения. Зачастую они складываются не очень гладко, а бывает, что дело доходит до взаимных обид и упреков. А попросить прощения и восстановить отношения это, как все знают, очень сложная задача…

Но, хотя задача действительно сложная, давайте всё-таки попробуем разобраться в ней. А, как известно, один из способов решать сложные проблемы, которые нас тревожат, это — узнать о проблеме больше и изучить ее сущность. Поэтому постараемся хотя бы коротко рассмотреть, как «работает» раскаяние в отношениях между людьми.

Йом-Кипур искупает не все грехи

Мишна (Йома 85 б) учит, что Йом-Кипур искупает грехи человека перед Всевышним. Понятно, что Йом-Кипур — это не волшебный эликсир, и искупление не происходит само по себе, автоматически; чтобы Йом-Кипур «подействовал», человек должен раскаяться. Что же касается грехов человека перед другими людьми, то Йом-Кипур не искупает их, если обидчик не попросил прощения у обиженного.

Т. е., даже если человек искренне раскаивается и в слезах просит прощения перед Всевышним, этого недостаточно, если он не извинился перед теми, кого обидел.

Просить прощения у Всевышнего гораздо легче, чем у человека, которого мы задели и отношения с которым были испорчены. 

Талмуд (87а) рассматривает различные аспекты закона о прощении и, в частности, говорит: мы обязаны извиниться, даже если просто обидели человека словами. Причем опыт показывает, что именно такие обиды люди переживают тяжелее всего, именно они лежат тяжелым грузом на душе. Перелом может срастись, а вот разбитое сердце может никогда и не восстановиться. Поэтому не стоит идти на поводу у своего йецер а-ра (злого начала) и говорить себе: это же были всего лишь слова, незначительный комментарий или неудачная шутка, я же ничего не украл и никак не навредил ему, чего же он должен обижаться.

Не оставляйте проблему нерешенной

Кроме того, Талмуд говорит: если получить прощение сразу не получилось, необходимо снова идти и просить прощения, а потом еще раз — и только после этого, если пострадавший не готов простить, то это уже его собственные проблемы.

И даже если больше не у кого просить прощения, тот, которого обидели, ушел в мир иной, обязанность извиниться всё еще в силе и есть специальный порядок, как просить прощения у умершего.

Получается, невозможно искупить грех перед другим человеком, не попросив у него прощения. С другой стороны, Талмуд говорит: если кто-то пришел к нам просить прощения, нужно постараться простить его и не держать зла, а кто не прощает — поступает жестоко.

Далее Талмуд рассказывает о страшном случае: один мясник обидел мудреца Торы по имени Рав и не намеревался просить прощения. Рав решил помочь ему и подумал, что, наверное, ему стоит пойти перед Йом-Кипуром в ту мясную лавку. И тогда, если он уже будет в лавке, у хозяина появится хорошая возможность извиниться, не прилагая особых усилий. Когда мудрец пришел, хозяин закричал: «Чего ты пришел сюда? Мне нечего тебе сказать!» Не успел Рав выйти, как острый осколок кости, которую мясник рубил, разделывая тушу, отскочил и пронзил горло мяснику…

Напрасные молитвы и слезы

Обычай просить прощения перед Йом-Кипуром приводится в Шулхан Арухе (Орах Хаим 606:1), но, разумеется, это вовсе не значит, что надо отложить решение проблемы до Йом-Кипура. Прощения можно попросить и сразу, когда представится возможность.

Но, скажем, человек чувствует, что это выше его сил, или не готов просить прощения у того, кого обидел. Дайте мне сначала разобраться со своими грехами перед Всевышним, а уже потом, по возможности, займусь и грехами против людей.

Важно отметить, что такой ход рассуждений весьма неоднозначен. Ведь ряд галахических авторитетов считает: если человек не получил прощения от тех, кого обидел, то и от грехов перед Всевышним не сможет очиститься в Йом-Кипур (Биркей Йосеф 606:1). Иными словами, никакие слезы во время молитвы Видуй (признание своих грехов и просьбы о прощении), сколько ни бей себя в грудь, не помогут. И все грехи останутся неискупленными, пока человек не постарается получить прощение у тех, кого обидел!

По мнению этих галахистов, раскаяние можно уподобить очищению в микве (ритуальном бассейне). Когда человек погружается в микву, то, даже если он совсем чуть-чуть испачкан или не полностью погрузился, всё окунание не засчитывается. Так и с искуплением грехов в Йом-Кипур: если человек хочет «сохранить» какие-то грехи, не отказываться от них, раскаяние не засчитывается.

И хотя большинство галахических авторитетов считают иначе, это еще один повод позаботиться о том, чтобы получить прощения перед Йом-Кипуром.

Прощение без извинений

Чтобы понять нашу тему глубже, попробуем рассмотреть еще один вопрос. Что будет, если человек узнает: его простили, хотя он не просил прощения. Или, предположим, обиженный сам подойдет и скажет: ты обидел меня, но я тебя прощаю. Означает ли это, что — всё, вопрос исчерпан и больше не надо просить прощения?

Иными словами, вопрос заключается в следующем: просить прощения — это только средство для того, чтобы получить прощение? И, если человека простили, то нет больше необходимости извиняться? Или же прощение имеет самостоятельное значение?

Некоторые галахические авторитеты действительно считают, что в такой ситуации больше нет необходимости просить прощения. Понятно, что человек всё еще должен раскаяться перед Всевышним, ведь каждый грех против человека является и грехом перед Всевышним. Тем не менее, просить прощения у другого, если он и так простил, не надо. 

Другие считают, что даже в этом случае человек обязан попросить прощения. Существует несколько объяснений их позиции. Некоторые полагают: когда человек стыдится и принижает себя, чтобы извиниться перед другим (а ведь именно поэтому так тяжело просить прощения), то это чувство стыда и своего рода унижения является неотъемлемой частью искупления и очищения (Рав Мойше Штернбух, Моадим у-Зманим).

Извинения ради мира

Другой подход можно найти в книге Арух а-Шулхан (606:5). Автор приводит мидраш (Пиркей дэ-Раби Элиэзер 15): Сатан молчит в Йом-Кипур и не обвиняет еврейский народ, потому что евреи в этот день уподобляются ангелам. Подобно ангелам — они в этот день не нуждаются в обуви, подобно ангелам — облачены в белое, но самое главное — как среди ангелов, которые никогда не спорят между собой, среди евреев в этот день царит мир. Сатану нечего противопоставить такому оружию. В результате Всевышний слышит молитву Своих «земных ангелов» и прощает их грехи.

Арух а-Шулхан пишет: именно это является причиной, по которой мы просим прощения перед Йом-Кипуром. Цель этого — достичь мира между евреями. Т. е., даже если человек простит обидчика, который и не думал извиняться, этого еще недостаточно, чтобы достичь мира. Для этого необходимо участие обеих сторон. Иными словами: для чего нужно попросить прощения? — Чтобы достичь мира.

Из сказанного ясно, насколько это важный и неоднозначный вопрос. Понимание этого может помочь нам, по крайней мере, лишний раз задуматься и проконтролировать себя, чтобы не обижать других людей. Стараться не обижать.

Но даже если, не дай Б-г, всё-таки случилось так, чтобы мы кого-то обидели, то мы знаем, насколько важно не оставлять проблему нерешенной. А необходимо набраться мужества и попросить извинения.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.