Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему перед смертью обязательно необходимо болеть, страдать и мучиться?

Темы: Страдания, Яаков, Авраам, Ицхак, Уважение, Смерть, Болезни, Жизнь, Животные

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, помогите понять, почему в конце жизни обязательно необходимо болеть, страдать и мучиться перед уходом в мир иной? Какой в этом смысл, что за этим стоит? С уважением, Oleksandr

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Oleksandr!

Для начала позвольте заметить, что перед уходом в мир иной, насколько мне известно, всё-таки необязательно долго болеть, страдать и мучиться. Бывает и по-другому.

Например, расстрел. Если выстрел прицельный, в голову или в сердце, то, как говорят, «смерть наступила мгновенно», долго человек не мучился. В ХХ веке, кажется, достаточно много людей ушло из жизни именно таким образом.

Или гильотина. Разом голову отрубила — всё, отмучился. Так что в эпоху французской революции тоже многие ушли без особых мучений.

Или, возвращаясь к современности, бывают аварии, авиакатастрофы, где смерть тоже наступает довольно быстро. Надо полагать, пассажиры самолетов 11 сентября мучились недолго: самолет врезался — и сразу такой удар и взрыв. Да и любой взрыв, будь то теракт или техногенная катастрофа, как недавно в Бейруте, тех, кто находится в непосредственной близости, разрывает и убивает одним ударом. Как и взрывы от бомб в военной зоне. Долго ли мучились те, кто погиб в Хиросиме?

НО.

Конечно, все эти и подобные им случаи люди не воспринимают спокойно и не удовлетворены тем, что кто-то ушел из жизни без тяжелой и продолжительной болезни. Наоборот, такой уход называется «насильственной смертью», «неестественной», в отличие от «естественной». И — воспринимаются как трагедия, и вызывают вопросы: почему такая ужасная смерть, почему не «в своей постели»?! На подобные вопросы мне уже довелось отвечать, например: почему в авиакатастрофе погибла доктор Лиза?

А ведь «смерть в своей постели» во многих, если не в большинстве случаев происходит именно от болезни, которая обычно сопровождается теми самыми страданиями и мучениями.

Так чего же мы хотим: чтобы люди умирали быстрой насильственной смертью или медленной естественной?

На самом деле, конечно, хотим, чтобы умирали быстрой и естественной. Тоже бывает, вообще-то: вдруг у кого-то остановилось сердце — и всё. Но далеко не со всеми. А бывает и противоположная крайность: насильственная смерть, но мучительная. Например, казни прошлых времен, от сожжения заживо до четвертования, по сравнению с которыми расстрелы — прямо-таки гуманизм.

Таким образом, на самом деле тут довольно широкий «выбор». Почему же в столь многих случаях процесс ухода из жизни, так или иначе, выглядит трагически?

Просьба праотцов

Обратимся к словам мудрецов (мидраш Берешит Рабба 27:9): Авраам попросил у Б-га старость. А то, бывает, войдут куда-то вместе отец с сыном, а люди не знают, кто из них старше и кого надо больше уважить. Б-г ответил: хорошая идея, с тебя и начнем. Вот и написано (Берешит 24:1): «Авраам стал стар».

Ицхак попросил страдания. А то перейдет человек в мир иной, а там ему по закону полагаются суровые наказания за совершенные при жизни грехи, ведь никто не идеален. А так — можно страданиями в этой жизни их искупить, лучше страдать здесь, чем там. Б-г ответил и ему: хорошая идея, с тебя и начнем. Вот и написано (там же, 27:1): «И было, когда Ицхак состарился и притупилось зрение глаз его…», то есть он ослеп.

Яаков попросил болезнь. А то настанет время человеку уходить из жизни, а он не успеет дать последние наставления сыновьям, распорядиться о наследстве. Б-г ответил и ему: хорошая идея, с тебя и начнем. Поэтому написано (там же, 48:1): «И… сказали Йосефу: вот, отец твой болен».

Тут налицо три феномена, которые, на первый взгляд, благами вовсе не являются, но наши три праотца решили, что лучше именно так. Причем явления явно разные, введенные в отдельности друг от друга, поэтапно.

Авраам попросил старость. Поскольку это еще не страдания и болезни, а Авраам говорил о необходимости отличать стариков от молодых, похоже, что «старость» — это внешние ее атрибуты, прежде всего, седина. А также (если «старость», на первый взгляд, нечто неприятное), в целом утрата красоты, морщины. Авраам пожелал, чтобы был «старикам везде у нас почет», но при этом заплатил такую цену.

Ицхак попросил страдания. Причем сама по себе слепота вовсе не приводит к смерти, да и не является мучительной болью. Она просто существенно омрачает жизнь человека, снижает удовольствие от жизни. То есть эти страдания необходимы не как этап самого процесса смерти, а как нечто, испытываемое в порядке подготовки к ней.

Это, собственно, и является простым ответом на Ваш вопрос: страдания перед смертью, если они есть, дают человеку искупление грехов, чтобы после смерти было легче. Но мы постараемся копнуть глубже и продолжим анализировать мидраш:

Яаков попросил болезнь. Поскольку она здесь четко отделена от страданий, а также дает возможность отдать последние распоряжения, речь явно не о мучительной болезни, а об ослаблении человека, которое дает ему ощущение, что близок конец. Поэтому о Яакове также сказано (когда к нему пришел Йосеф): «И собрался с силами Исраэль, и сел на ложе» (там же, 48:2) — уже будучи прикованным к постели.

Комментарии отмечают, что и теперь вовсе не во всех случаях всё это приходит: и седина, и страдания, и возможность отдать распоряжения — но праотцы попросили в целом, чтобы это стало нормой.

Торжественный финал

То есть изначально нормой было: живет себе человек обычной жизнью, ничем не отличаясь от других, — и вдруг падает мертвым (согласно мудрецам, чихнув при этом). А праотцы попросили, чтобы смерть не наступала так внезапно, а чтобы сама жизнь имела какое-то завершение, закат, последний этап. На первый взгляд, все его атрибуты сделают жизнь на этом этапе менее приятной и полноценной, но праотцы посчитали, что так будет лучше. Почему?

Страдания и предсмертное ослабление — вроде бы, подготовка к тому, что будет после смерти. Либо с самим человеком — надо избежать страданий в ином мире, либо с потомками — надо уберечь их от раздоров из-за наследства в этом мире.

Но старость, если ее цель — оказание уважения старикам, это вроде бы не подготовка к смерти, а удовольствие еще при жизни. Да и если надо только, чтобы старики внешне отличались от молодых, достаточно было бы одной седины — или любого другого отличительного признака, зачем нужна именно утрата красоты, внешнее увядание?

Поэтому один из комментаторов объясняет: все-таки и старость — подготовка к будущему. И попросил о ней именно Авраам — он основал новый народ, который должен быть по-особому воспитан.

Как говорит об Аврааме Б-г (Берешит 18:19): «Ибо Я знаю (избрал) его… он заповедает сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Б-га, творя милость и суд». А для того, чтобы полноценно воспитать следующее поколение, оно должно уважать старших, ценить и перенимать их опыт. Но у молодежи, как известно, с этим бывают проблемы… Не ценят и не прислушиваются к этим старомодным старикам, не понимающим новый мир и надоедающим наставлениями уже взрослым людям.

Поэтому Авраам попросил старость — признак того, что человек увядает и не за горами его уход. Когда осознаешь, что скоро что-то потеряешь, — вот тогда начинаешь ценить! И расспрашивать, и слушать — пока не поздно. Поэтому нужен был не просто отличительный знак, а именно признак того, что наступает последний этап жизни: так что относись с трепетом к человеку, пока не ушел.

Добавление к старости страдания и болезни, как сказано, имеет свою цель, но, конечно, и они «помогают» создать общую картину заката жизни. Страдающий старик нуждается в помощи молодых, что укрепляет связь на том этапе, заставляет молодых больше проводить с ним время, да и забота усиливает любовь и привязанность. Ну, и предсмертная болезнь — кульминация, на финишной прямой к уходящему человеку приковано все внимание.

А если всё-таки так получилось, что ушел внезапно? Как сказано, в большинстве случаев это означает неестественную смерть — погиб в катастрофе, был убит врагами, террористами, преступниками. В таких случаях сам уход вызывает такой шок и горе, такое сильное чувство, что человек был лишен жизни «несправедливо» и «слишком рано», что люди невольно начинают задним числом ценить ушедшего больше и стараться, как могут, увековечить его память. И тем самым как бы продлить его присутствие.

А также относиться к нему в некоторой степени как к святому и праведнику, у которого надо учиться. (Не странно ли: люди на свете всякие, но все, кто так гибнет, судя по рассказам и публикациям, оказываются лучшими, почему-то Б-г забирает именно таких). Таким образом, при подобном уходе человек тоже привлекает к себе внимание людей и оказывает на них влияние.

Более того, такая гибель нередко становится резонансной, у нее больше шансов стать «новостями», о которых узнает более широкий круг людей. Попутно узнавая, каким человек был хорошим, и вдохновляясь его примером. Если в случае «смерти в своей постели» внимание приковывается постепенно нарастающей громкостью финала симфонии, то в случае гибели — одним, но более мощным финальным аккордом, оставляющим гулкое эхо. Такой путь существовал изначально, но праотцы попросили, чтобы и естественная смерть привлекала к себе внимание.

В итоге имеем: по просьбе праотцев человеческая жизнь кончается не просто так, а неким финалом, трагичным, но в большой мере и торжественным — подчеркивающим ее значение. Да, заплатили снижением удовольствия от жизни на последних этапах, но решили, что оно того стоит.

Жизнь и опыт человека имеют значение

Возможно, это было частью общего процесса, протекавшего после Потопа, — возвышения человека и обретения им большей значимости, чем животные. Ведь, как уже говорили, есть причины считать, что изначально животные были по уровню ближе к человеку, царю своего мира: змей даже говорил, а в Потопе были уничтожены и животные — как «свита» царя, подвергшаяся его пагубному влиянию. После этого уровень животных снизился, а человек был вознесен над ними, среди прочего, они были разрешены ему в пищу.

А теперь, быть может, наблюдаем и еще один аспект. Ведь животное, когда умирает, падает — и всё. Идем по дороге и видим: валяется дохлая кошка, пока не уберут. И человек изначально так падал. Но теперь было создано чувство, что это неправильно для человека, что его уход должен быть более достойным.

В теории, казалось бы, пока человек жив, пусть живет полноценно, а когда ушел и душа уже в мире ином, то тело — лишь пустая скорлупа, и какая разница, что теперь с ним происходит? А вот такое теперь чувство, что уход должен быть торжественно обставлен.

Возможно, дело также в общем падении уровня человека, которое имело место до и после Потопа, ко времени праотцев. Если раньше человек был способен сам напрямую открыть Б-га и сблизиться Ним, как Адам, Им сотворенный, то теперь, когда человек «измельчал», ему стало труднее это делать самостоятельно, и в большей степени понадобилось воспитание и усвоение опыта старших. Поэтому праотцы и попросили устроить так, чтобы больше было уважения к уходящим людям и их поколению — и ощущения необходимости учиться у них.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.