Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Это правда, что Всевышний пересотворяет наш мир всё время?

Темы: Сотворение мира, Время

Отложить Отложено

Как понимать (или: верно ли) то, что Ашем пересотворяет наш мир всё время?

Если так, то означает ли это, что существующий мир уничтожается и пересоздаётся с какой-то периодичностью? Если так, то, во-первых, как часто, а во-вторых — зачем? Или Он поддерживает законы однажды сотворённые, а это поддерживает наш мир? Заранее благодарен, Аркадий Кац

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Аркадий!

Наши мудрецы действительно говорят об этом. В молитве мы произносим: «…ежедневно и постоянно Обновляющий творение мира» (первое благословение, которое произносят утром перед молитвой Шма Исраэль, — «Созидающий свет»).

В книге «Нэфеш а-Хаим» сказано: неверно полагать, что Б-г один раз создал мир, а с тех пор этот мир уже функционирует сам, по своим законам и механизмам. На самом деле Б-г постоянно поддерживает существование мира, и без этой ежесекундной поддержки мир просто исчез бы.

А эта поддержка, наоборот, делает мир вечно свежим — он постоянно «творится заново» и не ветшает.

И в этом первый ответ на Ваш вопрос, зачем Б-г устроил именно так: так мир постоянно свеж. Он — как музыка, которую исполняет оркестр: каждая нота сыграна сейчас, вживую.

Более того: каждое мгновение создано отдельно, а это показывает нам, насколько ценно это самое мгновение. А дальше — как в песне: у каждого мгновенья свой резон и так далее, по всем пунктам. Каждое создано со своей целью, и вся жизнь может перевернуться в одно лишь мгновение. Когда оно придет, большое, как глоток.

Каждый аккорд в музыке, со своей неповторимой гармонией, создан отдельно. И так же отдельно и специально создан в каждый миг весь мир, с неповторимым сочетанием всех составляющих.

В наше время это особенно хорошо видно на примере уникальных кадров, которые удается запечатлеть искусным фотографам. Вот тигр или даже кот совершает бросок и летит с открытой пастью и выпущенными когтями — секунду назад так не летел и в следующую секунду тоже уже не будет. Только на миг создана такая шикарная картина, больше такой не будет, разве что, если повезет, будет запечатлена на снимке.

Или вот снимок гигантской нависшей морской волны — ее тоже мгновение назад не было и через мгновение снова не будет. Спасибо Б-гу за то, что специально ее создал на это мгновение.

А вот фото солдата или спортсмена в разгар борьбы, с напряженным до предела лицом, неповторимым выражением, капельками пота. А вот снимок того же спортсмена в ожидании результатов (если они не очевидны физически, а зависят от баллов), его лицо отражает уже другой тип напряжения, ожидание.

А вот его лицо и поза в то мгновение, когда узнал о победе. А его соперник — о поражении. Весь спектр эмоций. Ликование и разочарование, триумф и трагедия. И там, и там — слезы. И это мгновение тоже одно — потом победитель, конечно, продолжит радоваться, а побежденный грустить, но постепенно чувства будут притупляться.

Или лица ученых, когда успешно осуществлена, скажем, посадка разработанного ими аппарата на Марс. И так далее.

Мгновения, мгновения, мгновения.

Каждое из них неповторимо и создано Б-гом отдельно. Для того, чтобы существовать тогда и там. Каждый такой миг — целая жизнь между прошлым и будущим, какой раньше не было и позже не будет.

Наконец, конечно, здесь урок для нас: ничто не может существовать ни секунды без особого акта творения Б-га. Если Он пожелает — может за один миг уничтожить всё. Нет, не уничтожить всё, а просто в следующий миг не сотворить ничего! Вот так просто. Так что не надо расслабляться и думать, что, раз всё хорошо или «нормально», так оно и останется. Нет, мы каждую секунду находимся в полной зависимости от Б-га, поэтому лучше не давать Ему поводов для сомнений, надо ли создавать нам все имеющиеся блага в следующую секунду.

По этой же причине Б-г решил, что каждый год мы должны представать перед Ним в праздник Рош а-Шана, и Он будет решать, что с нами будет в следующий год. На каждый год жизни нужно заново заработать «лицензию». Чтобы не расслаблялись, чтобы вкалывали. Старались быть лучшей версией самих себя.

Так что поблагодарим Б-га за то, что создал все эти неповторимые мгновения, с их звукосочетаниями, кадрами и эмоциями. За то, что создал все эти жизни.

И постараемся заслужить, чтобы Он и впредь продолжал всё это постоянно создавать и обновлять.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Время

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Знает ли Б-г будущее?

Рав Бенцион Зильбер

Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?

Время в подарок

Рав Менахем Эпель

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.