Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так жалеет Б-г животных или не жалеет?

Темы: Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, Шхита, Убийство, Жизнь, Жестокость, Животные

Отложить Отложено

Благодарю вас за материалы, которые публикуются на этом сайте. Всегда с интересом с ними знакомлюсь. Пусть мой вопрос не покажется вам странным. Я просто натолкнулся на некое противоречие. Я ничего не утверждаю сейчас, но пытаюсь порассуждать здраво.

Вот смотрите. Творец евреям дал законы шхиты (кошерного убоя скота). Если есть намерение употребить мясо животного в пищу, то умертвить его нужно гуманно, безболезненно. То есть причинять страдания животному — это плохо. Творец является любящим. Творцу жалко это животное.

А вот теперь представим другую ситуацию. Если что-либо в природе происходит, значит, на это есть воля Творца. Даже лист с дерева не падает, если на то нет воли Творца. Хищник (лев) ловит добычу (антилопу), разрывает ее плоть своими клыками и поедает заживо. То есть Творец позволяет хищнику это сделать. Добыча испытывает большие страдания.

Вопрос: в первом случае (со шхитой) Творцу животное жалко, а во втором случае (с хищником) Творцу животное не жалко? Странно. Леонид

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Леонид!

Ваш вопрос вовсе не странный, а хороший и интересный, заставляющий задуматься. Действительно, почему Б-г требует от человека гуманного забоя животного, но терпит в самом буквальном смысле зверство хищника? Ведь, как Вы верно замечаете, всё на свете происходит по Его воле.

Ответ представляется таким. Цель гуманного забоя — не столько спасти животное от мучений, сколько спасти нас от негуманного действия — причинения ему мучений. Потому что негуманное, жестокое действие вредит нашей душе.

Хищник — он хищник и есть. Он сам животное, у которого нет такой души, как у человека, он действует не по сознательному выбору, а по инстинкту. Человек же — на то и человек, чтобы не уподобляться подобного рода животным. Он наделен свободой выбора, он действует потому, что так решает, и это решение и сознательное действие влияет на его душу.

Чем больше он совершает правильных действий, чем больше в его действиях гуманности, тем гуманнее и добрее он становится по своей сущности. И наоборот, чем больше жестоких действий он совершает, тем более жестоким и черствым становится. Поэтому даже если ему надо кого-то убить — например, животное ради пищи, — то это убиение должно быть не «зверским», «хищническим», а «человеческим», насколько это возможно.

Мы говорим тут о животных, которых можно убивать ради употребления в пищу. А если о людях? Их убивать ни для какой цели нельзя (кроме единственной — предотвратить убийство, которое они сами собираются совершить).

Но ведь Сам Б-г постоянно умерщвляет людей самыми разными способами. Чего стоит один только текущий год, в котором уже сотни тысяч людей умерли от коронавируса, может дойти и до миллиона. И это — не считая постоянных смертей от других болезней типа рака и сердечных заболеваний, которые не становятся «новостями», потому что они «обычные». И в авариях люди гибнут, и при несчастных случаях других типов. Почему Б-г допускает все эти смерти? Разве Он не любит людей и не хочет их спасти?

Конечно, Он их любит. Но человеческая жизнь, так или иначе, временна, человек послан в этот мир не для того, чтобы жить вечно. А для того, чтобы в этом мире потрудиться и заработать награду, которую должен получить уже в Будущем мире, где возможно истинное блаженство. Ведь в этом мире оно все равно невозможно, и вечная жизнь здесь вовсе не была бы благом.

Так что этот мир — не «дом» человека, а «место работы», откуда он, в конце концов, должен «вернуться домой». Тогда, когда Б-г решит, что его миссия завершена, и так, как именно Он решит человека вернуть. Поэтому, если он был сейчас кем-то убит, это могло произойти только по Воле Б-га.

Но в то же время тот, кто убил человека, совершил грех. Не потому, что убитый на самом деле не должен был умереть, а потому, что ему, убийце Б-г об этом не сообщал и не предписывал его убивать. Поэтому, с точки зрения убийцы, убитый не заслуживал смерти. И он убил его не во исполнение священной Воли Б-га, а в своих корыстных целях или из ненависти. Поэтому для убийцы это был ужасный поступок, который ожесточил и изуродовал его душу.

Иными словами, дело не в том, что произошло с убитым, а в том, что произошло с тем, кто его убил: он стал убийцей.

От этого Б-г и спасает нас, запрещая убийство. От жестокого поступка, уродующего душу человека, который его совершает.

Вот и с животными дело обстоит похожим образом. Их убивать можно, но необходимо по возможности избегать жестокости. Чтобы спасти от нее себя. Чтобы избежать превращения в жестокосердных людей, наносящих страшный вред собственной душе.

Дай Б-г, чтобы все наши действия, так или иначе, были гуманными.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.