Темы: Курение, Запреты, Возвращение потери, Суббота, Заповеди, Здоровье, Зависимости
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа доске объявлений видел вот такое: «Нашел электронную сигарету. Потерявший может обратиться по следующему телефону и получить сигарету, указав ее признаки».
Это верно, что надо возвращать сигарету — несмотря на то, что она вредна для здоровья? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Одна из заповедей иудаизма — возвращать потерянное владельцу. Поэтому в религиозных районах часто можно увидеть объявления о найденных вещах. Кстати, в большинстве хейдеров мальчики начинают изучать Талмуд именно с той части, где говорится о законах возвращения потерянного.
Однако Ваш вопрос более сложный. Ведь сегодня все знают о пагубных последствиях курения, о вреде, которое оно наносит здоровью. Электронные сигареты в этом плане не намного лучше. Например, в Израиле стоимость полиса страхования жизни для курящих выше.
Более того, нехорошо само то, что у человека есть зависимость, при которой он не может контролировать себя. Зачастую заядлые курильщики с трудом дотягивают до конца субботы, и это не позволяет им полностью насладиться святым днем, в течение которого курение запрещено.
Кроме того, современные галахаческие авторитеты выступают против курения.
В этой связи многие упоминают респонс рава Мойше Файнштейна («Игрот Моше» 2:49), написанный около шестидесяти лет назад, в котором сказано: хотя курить и не рекомендуется, невозможно сказать, что курение запрещено.
Однако сын рава Файнштейна и преемник его традиции, рав Давид Файнштейн, говорит: если бы у отца была та информация о вреде курения, которой мы обладаем сегодня, он однозначно постановил бы, что курение запрещено.
Талмуд (Бава Кама 80 б) говорит: нет заповеди возвращать владельцу пропавшую «опасную» кошку (речь идет о животном, которое может покалечить ребенка и т. п.). Более того, опасное животное разрешено убить и убивший может взять себе его шкуру. Этот закон приводится в Шулхан Арухе (Хошен Мишпат 266:4).
Другой пример: человек, который нашел долговое обязательство, условия которого подразумевают нарушение запрета рибит (одалживать деньги под проценты), должен порвать его и не обязан возвращать потерю (Рамо, Йорэ Дэа 161:11, СМА — Сэфер мэират эйнаим 62:25).
Рав Яаков Блой (1929-2013) в своей книге («Питхэй Хошен», Законы возвращения потерянного, 1, прим. 68) пишет: точно так же нет обязанности возвращать владельцу любые предметы, приносящие вред и предназначенные для нарушения запретов.
Поэтому можно предположить, что, поскольку сигарета наносит вред здоровью, нет заповеди возвращать ее. Более того, возвращая ее владельцу, человек поддерживает зависимость этого владельца от курения. И это можно рассматривать как нарушение запрета «ставить преграду перед слепым» (Ваикра 19:14).
Конечно, мы не обязаны забрать у другого человека сигареты и уничтожить их, чтобы уберечь его здоровье: это имело бы смысл, только если бы могло надолго удержать его от курения, что маловероятно (Шевет а-Леви 3:72). Тем не менее, возвращать владельцу потерянное в этом случае также не предписывается.
Следует упомянуть и мнение рава Меира-Симхи из Двинска. Он пишет в своей знаменитой книге «Мешех Хохма» (к главе Ки теце): Тора предписывает возвращать владельцу, среди прочего, — овцу (Дварим 22:1). С другой стороны, существует запрет разводить мелкий рогатый скот на Земле Израиля (Бава Кама 141), поскольку животные объедают чужие поля.
Можно было бы предположить: раз существует обязанность возвращать владельцу потерявшуюся овцу, то существует обязанность возвращать и другие запрещенные вещи.
Однако это не совсем верно. Некоторые предметы предназначены только для совершения запрещенных действий, и их мы не обязаны возвращать владельцу. А предметы, которые можно использовать не только в запретных, но и в разрешенных целях, мы возвращать обязаны (Мишнат Йосеф 10:185). А овцу можно использовать и в разрешенных целях: есть ее мясо разрешено, поэтому потерявшуюся овцу надо возвращать владельцу.
А вот сигарета предназначена только для запрещенного действия — курения.
Получается, лучше всего просто не поднимать электронную сигарету, пройти мимо. И это — несмотря на то, что существует отдельный запрет: нельзя пройти мимо потерянного предмета, следует предпринять усилия для возвращения его владельцу.
В Талмуде указано несколько исключительных случаев, когда люди не обязаны возвращать пропажу. Например, пожилой и уважаемый человек находит такой предмет, который он не стал бы поднимать, даже если бы тот принадлежал ему, т. к. это несовместимо с его самоуважением. В этом случае он не обязан возвращать предмет владельцу.
Здесь можно провести аналогию: возвращать владельцу предмет, который наносит вред его здоровью, несовместимо с самоуважением любого человека (Питхей Хошен).
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Как быть с найденными деньгами, если невозможно узнать, кто их потерял?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Курить или не курить в синагоге?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.