Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Дни Машиаха и Будущий мир — это два разных времени?

Темы: Награда и наказание, Война, Машиах, Заповеди, Пророки, Будущий мир, Животные, Комментарии

Отложить Отложено

Мир и благословение. Я предполагаю, что дорогие раввины наводнены вопросами в эти дни, но у меня есть вопрос, который я действительно хочу выяснить, и я думаю («подозреваю»), что это не только я. И, по-видимому, он актуален.

Разница между терминами и их значениями, то есть, какая будет жизнь в эти периоды: дни Машиаха (йемот а-машиах), жизнь Будущего мира (хайей олам а-ба)?

Я не имею в виду загробную жизнь душ, умерших (мир с ними), которая будет до последней гэулы (Избавления), которую мы все с нетерпением ждём, а то, что будет после этой гэулы.

1. Написано об этом много, но непонятно — это два разных времени? Я имею в виду: дни Машиаха — это всё седьмое тысячелетие, которое является таким же, как сейчас, только без проблем, и только после него придет жизнь Будущего мира?

Или дни Машиаха — до седьмого тысячелетия, то есть, эти 219 лет, которые остались, из которых еще годы до Избавления? Или есть другой вариант?

2. Жизнь Будущего мира — это что-то совершенно другое? Я спрашиваю потому, что это очень неясно. По этому поводу я даже слышал, что будет десятое тысячелетие (точнее, читал, насколько я помню). Спасибо, и Б-г благословит Вас и сохранит и даст удачу и успех Вашей святой работе. Моше

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Моше!

Спасибо за теплые слова.

Вопрос Ваш действительно правомерен, и вообще Вы можете задавать какие угодно вопросы когда угодно.

Вы правильно поняли, что Дни Машиаха и Будущий мир — это разные периоды.

Времен Машиаха, наступающих с приходом Машиаха, мы ожидаем еще до конца 6000 лет, отведенных для мировой истории. И конец этой истории, вроде бы, должен быть уже достаточно скоро.

Отсюда вопросы: во-первых, почему так мало времени остается для эпохи Машиаха, которую мы, казалось бы, так ждем? И, во-вторых, как Вы спросили «вдогонку», если эпоха Машиаха — время получения награды, то для жизни в Будущем мире, получается, надо будет снова «зарабатывать»?

И ответ на оба эти вопроса такой: эпоха Машиаха — это не время получения награды. Истинная награда, вечное благо будет в Будущем мире. Жизнь в котором действительно будет совершенно другой, отличной от жизни в этом мире.

И с точностью сказать сейчас, каким этот мир будет, невозможно, поскольку никто из ныне живущих там еще не был и не видел его. Мудрецы говорят (Брахот 34 б): все предсказания пророков о прекрасном будущем относятся только к эпохе Машиаха, то есть к этому миру, но о Будущем мире можно сказать лишь словами пророка Йешаяу (64:3): «Никто [этого] не видел, Б-же, кроме Тебя».

Эпоха же Машиаха, согласно Рамбаму (Законы царей и войн, гл. 12), не означает какого-то кардинального изменения этого мира, а лишь конец еврейского изгнания, объединение народов и наступление всеобщего мира.

Это тоже немало: недаром все мечтают о том, чтобы не было больше войн и конфликтов, ненависти, угроз и кровопролития, чтобы действительно был мир «объединенных наций».

И уж евреи точно мечтают о том, чтобы никто не устраивал ни погромов, ни Холокоста, ни терактов или ракетных обстрелов, да и просто никто не ущемлял бы в правах и не обвинял в том, что в кране нет воды. Поэтому мы так ждем Машиаха.

К его эпохе относится знаменитое пророчество Йешаяу (11:6): «И волк будет жить вместе с ягненком…» Некоторые комментаторы полагают, что это надо понимать буквально: мир изменится и не будет больше хищников.

Но, даже если понимать не буквально, а в переносном смысле, это означает, что все люди будут жить мирно. И, как мы говорим в молитве на Рош а-Шана, «объединятся они все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца».

Но при этом, как при любой «мирной» жизни, останутся проблемы заработка, семьи и т. д., люди не перестанут умирать. (Хотя жить будут более приятным и продуктивным образом — ведь без конфликтов и непонимания жизнь действительно станет гораздо светлее).

Ведь жизнь в ту эпоху — это всё еще не получение награды после прохождения через историю, а, скорее, финальный этап самой истории. Какой же?

История — это не просто чередование разных эпох. Это цикл. Параллельный циклу жизни: сначала «молодость», потом «зрелость». Именно так определяют мудрецы соответственно прошлую и нынешнюю эпоху еврейской истории.

В этом смысле представляется, что эпоха Машиаха — это «пенсионный» этап цикла. Пройдя через очень непростую жизнь, полную проблем и испытаний, и отработав сполна, мы устали и заслужили даже еще не саму награду, а бОльшую степень покоя.

Причем, как и в «пенсионном» этапе жизни человека, речь необязательно о том, чтобы целый день валяться в постели или сидеть в кресле, а об активном и полезном отдыхе: теперь есть возможность осваивать новые направления, уделить время разным увлечениям, больше прочесть, посмотреть, постичь. Углубленно изучать Тору.

И с людьми говорить не только по делу, и не конфликтовать вынужденно, в процессе выполнения своей работы, а общаться с семьей и друзьями, «вместе весело шагать по просторам». Да и делать вместе что-нибудь полезное, не ради заработка, а ради самой пользы и наслаждения, которое это всем доставит.

Или, если проводить параллель с дневным циклом: после трудного рабочего дня мы, даже еще не получив зарплату или премию, переходим к «вечернему» этапу. Получаем возможность вернуться домой. И, опять же, необязательно погрузиться на весь вечер в кресло, а можно уделить время изучению Торы, другим увлечениям, семье, куда-нибудь пойти, сделать еще что-нибудь полезное.

Впрочем, конкретно об этом этапе еврейской истории нам сказано, что тогда будет не только заслуженный покой старости, но и омоложение: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас» (Йехезкель 36:26). То есть, мы получим блага обоих этапов: и старости, и молодости. Ведь старость, как известно, «знает», но не «может», а молодость — наоборот. Мы же тогда и «знать» будем, и «сможем».

Но поскольку та эпоха — еще не получение награды после жизни, а, скорее, «пенсионный» этап самой жизни, он и не обязан быть долгим.

Наоборот, в определенном плане он даже и не такой желанный, есть у него и оборотная сторона: меньше возможности заработать ту самую истинную награду, которую мы получим в Будущем мире.

Ибо приход Машиаха всё-таки будет сопровождаться открытыми чудесами, которые сделают более очевидным существование и присутствие Б-га — и ослабят соблазн нарушать Его заповеди, развеют иллюзию отсутствия награды и наказания.

Станет естественным стремление познать Б-га и Его истину, и ослабнет соблазн лениться и отлынивать от этого. А также станет очевидной иллюзорность взаимных «образов врага» и беспочвенность расколов, будут устранены все недоразумения и развеяны подозрения — что ослабит соблазн конфликтовать и воевать друг с другом, наносить другим вред.

Согласно Рамбану (комментарий к Дварим 30:6), соблазны в целом сойдут на нет, т. к. человек вернется на духовный уровень Адама до греха, когда в его душе не было примеси зла и ему естественным образом хотелось делать только добро, заниматься позитивным строительством и приближаться к Б-гу.

Все это очень хорошо, но, с другой стороны, если нет соблазнов, которые приходится преодолевать, нет и награды за их преодоление. Тогда как сейчас, преодолевая соблазны, мы получаем награду, и она ждет нас в Будущем мире.

Получается, что после прихода Машиаха, хотя мы будем жить более приятной и продуктивной жизнью в этом мире, мы перестанем столь интенсивно пополнять свои «сбережения» на Будущий мир.

Поэтому, говоря в Книге Коэлет (12:1) о «годах, о которых скажешь: нет мне в них проку», царь Шломо намекает на эпоху Машиаха — так мудрецы толкуют этот стих (Шабат 151 б).

Ибо у праведника, который заботится не столько о приятной жизни в этом мире, сколько о том, чтобы «заработать» на жизнь в мире Будущем, есть больше возможностей сделать это именно сейчас, до прихода Машиаха.

Но и его мы все-таки ждем, даже не столько потому, что хотим подольше насладиться его эпохой — ведь вечное наслаждение в Будущем мире мы все равно получим, сколько потому, что хотим, наконец, избавиться от всех войн и антисемитизма. Но о награде в Будущем мире тоже не забываем и, пока Машиах еще не пришел, стремимся «заработать» как можно больше.

Остается пожелать нам всем удостоиться обоих благ: и Машиаха, и Будущего мира.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Какие временные этапы сопровождают наступление грядущего мира?

Рав Эльяким Залкинд

С какого момента время перестает существовать?

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.