Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто поражал египетских первенцев, ангел или Б-г?

Темы: Египет, Пасхальная Агада, Первенец, Раши, Смерть, Жизнь, Страх, Праведник, Казни Египетские, Ангел

Отложить Отложено

Здравствуйте! Согласно Торе, при Казни первенцев евреям было велено не выходить из дома, поскольку ангел-разрушитель, получив свободу, не делает различия между праведниками и грешниками (Шмот 12:22, Раши).

Но ведь Агада подчеркивает, что по Египту проходил и поражал первенцев Сам Б-г, а не ангел или посланник! И поражал только первенцев, которых, значит, различал среди других. Что же означают слова Раши о «слепом» ангеле-разрушителе?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хороший вопрос.

По сути, вопроса тут два: первый — кто поражал первенцев: ангел-разрушитель или Сам Б-г? Второй — почему тот, кто поражал, не отличал праведников от грешников, но отличал первенцев от всех остальных?

Попробуем разобраться.

Обратимся для начала к словам Мальбима (Шмот 23:20). Он проводит различие между ангелами двух видов: одни непосредственно сопровождают Б-га, другие не сопровождают Его, а выполняет миссию, посланничество, которое Б-г им поручил.

Проиллюстрировать можно на примере королевских гвардейцев, стражи — Б-г устроил Свое Небесное царство по той же «модели», которая действует в земном царстве, чтобы нам, людям, было понятнее.

Одно дело — когда Царь посылает кого-то с миссией. Другое — когда Он Сам куда-то прибывает — в сопровождении свиты. Цель прибытия может быть всякая: просто оказать кому-то почет или спасти, или, наоборот, покарать, «навести порядок».

То есть при этом Царь может совершать какие-то действия, особенно, если спасает или карает. Но делает Он обычно это не Сам, а руками слуг. Надо кого-то спасти — не Сам прыгнет в море и вытащит. Кого-то покарать — не Сам возьмет в руки меч и отрубит голову.

Он отдаст приказ, поведет рукой — и это сделают Его люди: спасатели, стражники, палач. Это называется «Он казнил» или «Он спас». Само Его присутствие и непосредственный приказ усиливает эффект. Он прибыл «на место» и «разобрался». Сам!

Именно такой ангел, по Мальбиму, вел евреев по пустыне. Об их передвижении сказано: «А Господь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы вести их по пути, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им, дабы (они могли) идти днем и ночью» (Шмот 13:21).

Итак, с ними шел Сам Б-г. Но в то же время — «в столпе облачном» днем и «в столпе огненном» ночью.

А ниже сказано: «И двинулся ангел Б-га, шедший перед станом Израиля, и пошел позади них; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади них. И вошел между станом Египта и станом Израиля…» (там же 14:19-20).

То есть облачный и огненный столпы названы «ангелами Б-га». Итак, Сам Б-г шел с евреями, вел их «за руку», но при этом Он был в свите ангелов, «обозначенных» облаками — так становилось явным Его присутствие.

Таким же было «шествие» Б-га, согласно Мальбиму, при Казни первенцев. Действительно, как Вы пишете, Агада толкует стих из книги Шмот (12:12): «А я пройду в эту же ночь по земле Египетской» — Я, а не ангел. «…и поражу всякого первенца в земле Египетской» — Я, а не серафим. «…и над всеми богами Египта совершу расправу» — Я, а не посланник. «Я Господь» — Я Сам — и никто другой.

Но это означает лишь то, что Б-г не посылал кого-то с «карательной миссией», а Сам прошел по стране, Сам в каждом случае «прибыл на место», чтобы поразить первенцев. Но при этом Его сопровождала «свита» — ангел разрушения, палач. Всевышний проходил по каждой улице и непосредственно отдавал приказ палачу — рубить.

Но сам тот палач слеп. Он рубака, только мечом умеет махать. Как царский стражник — тот не разбирается в праведниках и грешниках, не его ума дело, его дело — служить Царю и выполнять приказ. Сказали рубить — рубит.

Поэтому — сидеть всем по домам и не выходить, чтоб не попасть ему под руку.

Но остается вопрос: если ангел-палач рубил всех, кто подвернется, то — как он отличал первенцев от всех остальных?

Да и Раши четко говорит (комментарий на Ваикра 19:36): «Я — Б-г, Который отличил в Египте первенцев от всех остальных, — отличу и тех, кто играет с весом гирь, чтобы обмануть покупателей».

Итак, именно Б-г выделил первенцев среди всех остальных, никто другой бы не смог, тонкое это дело. Как же это сочетается с утверждением, что ангел бил без разбора?

Возможно, так: Б-г отдавал приказ ангелу о каждом конкретном первенце, а ангел бил не потому, что видел: перед ним первенец, а потому, что звучали приказы: Бей! Не бей! Бей! Не бей! Не бей! Бей! И он каждый раз исполнял, бил или не бил, как машина.

Как сегодня во время операции командир может выкрикивать приказы солдатам или полицейским: «Огонь!», «Не стрелять!» — а те открывают или прекращают огонь не потому, что знают, кто перед ними, а потому, что такой прозвучал приказ.

Но если всё зависело от приказа Царя, то почему надо бояться тому, кто не является первенцем, тем более праведнику? Ведь Б-г знает, кто этот человек, и не отдаст приказ рубить его.

В теории — да. Но на практике такая ситуация должна внушить страх всем.

И, действительно, потом Б-г сказал евреям (Шмот 15:26): «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Б-га твоего… то ни одной из болезней, которые я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я, Господь, целитель твой». (Раши поясняет: «не наведу» — а если и наведу, то исцелю, «ибо Я Господь, целитель твой»).

То есть, хотя Б-г наводил казни и болезни именно на египтян, наказывая их за угнетение евреев и принуждая отпустить их, на евреев эти казни тоже должны были навести страх — с Б-гом «шутки плохи»…

Поэтому Б-г им говорит: если будете соблюдать заповеди, то вам нечего бояться, но если не будете, то — сами видели, что может случиться...

Так что те события должны были навести страх и на них. А с ним — и природное стремление укрыться в домах, уйти из «зоны операции» подальше от греха. В целом ситуация накалена, Царь проявляет Свой гнев, и, стоит Ему только сказать «Бей!» вместо «Не бей!», — капут тебе. Так что лучше не высовываться.

Поэтому тот, кто высунулся, вышел на улицу, демонстрирует, что страха перед Царем не испытывает. Такой «пофигизм» в данной ситуации преступен, равноценен чуть ли не бунту.

Одного этого уже достаточно, чтобы Царь принял решение на этот раз сказать «Бей!» — не потому, что перепутал этого человека с первенцем или грешником, а потому, что само его появление на улице в такой ситуации — вопиющая дерзость.

И палач, получив приказ, зарубит, не переспросив: «Ваше Величество, но ведь это не первенец?! Не грешник?!» Нет, он не разбирает, ему сказали «Бей!» — он убьет. Так что, если жизнь дорога, не высовывайся.

Ну, или как писали в одесских трамваях у окон: «Высунься! Увидишь, что с тобой будет!»

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.