Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему существует ад, если в нем нет счастья и он — вечен?

Темы: Испытание, Ад, Цель творения, Награда и наказание, Предназначение, РАМХАЛЬ, Смерть, Добро и Зло

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хочу поинтересоваться еврейским взглядом на такую проблему: В вашей статье я прочитал о том, что Б-г есть Высшее Совершенное благо, Которому присуще делать добро, потому что он Самодостаточен.

Поэтому все Его деяния направлены на созидание и достижение конечной цели, а именно — достижение некоего единства человека с Создателем («двекут»). При этом данная цель, безусловно, достижима, ибо поставлена Самим Всемогущим.

Вопрос состоит в том, почему существует ад? Ведь ад — по определению место, где счастья нет, и он вечен. Таким образом, Промысел закончился на вечном отсутствии счастья. Буду благодарен за ответ на вопрос или ссылку на статью… Андрей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Андрей!

Вы задаете важный вопрос. А ответ на него такой.

Во-первых, хотя Б-г создал человека с целью облагодетельствовать его, истинное благо, как объясняет Рамхаль, должно быть заслужено, заработано. Иначе человек не будет его ценить — напротив, оно будет ощущаться незаслуженным, постыдной подачкой.

Тем более что благо, которое человек получит в Будущем мире, — это не какое-то физическое наслаждение, а духовное, похожее, скорее, на знакомое нам чувство достижения и полноценности.

А это чувство обретается, когда человек что-то сделал, чего-то добился — преодолевая препятствия, хотя бы собственную лень. И при этом сохранил чистоту души, не поддаваясь соблазнам поступить плохо, соврать, украсть, предать и т. д. То есть с успехом выдержал испытания.

Поэтому ими — испытаниями — полна жизнь в этом мире, которую человек сначала должен прожить.

Но прохождение испытания имеет смысл и ценность — и достойно награды — только в том случае, если человек обладает свободой выбора: он мог бы решить по-другому, поступить неправильно и в той ситуации это ему было бы легче, выгоднее. Только тогда правильный выбор является его личным достижением и заслугой.

Но это значит, что возможен и неправильный выбор, человек не запрограммирован и обладает способностью выбрать неправильно. И если он действительно так поступит, то последствия должны быть соответствующими. Ведь, если и в случае неправильного выбора он обретет благо, какой тогда смысл в испытании? И какую ценность представляет собой награда праведнику, если и грешник ее получит?

Это — как если после состязания дать золотую медаль не только победившему, но и проигравшему. Не только прошедшему всю трассу до конца, преодолевая все трудности и препятствия, но и сошедшему с трассы. Это обесценит медаль.

На самом деле последняя параллель не совсем точная, т. к. здесь у нас все-таки не соревнование. И награду, действительно, могут получить все, если только каждый пройдет свои испытания. Ведь тут не одна трасса для всех, когда победить может только один, тут у каждого — свой путь и свои испытания, своя роль в жизни, которую он должен сыграть.

Но остается фактом: заслуженное благо имеет смысл только тогда, когда только так его и можно получить — заслугами. Поэтому тот, кто не заслужил, не использовал данную ему возможность, пусть пеняет на себя.

Это — во-первых.

А во-вторых, хотя в простом понимании «ад» — это место наказания грешников, на самом деле ближе к истине слово «чистилище». То есть место, где очищают.

От «грязи», которая «прилипла» к человеческой душе в результате греха. И потому этот процесс продолжается не вечно: ведь очищение производится не ради самого процесса, а ради избавления от грязи, после чего возможен и допуск к благу. Если человек заслужил и благо тоже.

Ведь большинство людей на свете невозможно однозначно определить как «хороших» или «плохих», «праведников» или «грешников». Жизнь — сложная штука, и обычно люди в принципе неплохие, но в то же время — не идеальные.

Есть у них на счету и правильные поступки, и оплошности. Да и каждый поступок обычно имеет сложную «структуру»: даже если он правильный, к нему могут быть примешаны корыстные мотивы.

В результате, с одной стороны, очень многие люди достойны получения высшего блага, но, с другой, их душа «испачкана» грехами. И в таком виде они не могут быть допущены в чистый и идеальный Будущий мир. Поэтому они сначала должны пройти через чистилище и тогда, избавившись от «грязи», смогут получить и причитающееся им благо.

Таким образом, большинство людей, попадающих в чистилище, остаются там не вечно, а только на время очищения. Мудрецы говорят (Эдуйот 2:10), что очищение продолжается двенадцать месяцев, хотя есть мнения, что меньше.

Поэтому сыновья умершего в течение года после его смерти произносят Кадиш Ятом и стараются вести молитвы, т. к. считается, что это дает дополнительные заслуги умершему и спасает его от чистилища. Так поступают сыновья любого человека, даже того, кто при жизни имел репутацию великого праведника, т. к. на самом деле никто, кроме Б-га, не знает, каково в точности состояние души человека, да и праведников Б-г судит строже — в соответствии с их уровнем.

С другой стороны, сыновья любого человека произносят Кадиш не двенадцать месяцев, а одиннадцать. Т. к. мы все-таки не предполагаем, что ему непременно понадобятся двенадцать месяцев в чистилище, что у него столько грехов. Даже если речь идет о человеке, которого при жизни считали «плохим». Ведь, опять же, только Б-г знает об истинном состоянии души и судит человека в соответствии с его уровнем и реальными возможностями.

Наконец, существуют и другие возможные сценарии того, что происходит с душой человека после смерти. Некоторым требуется исправление путем реинкарнации (гильгуль), это отдельная тема. А некоторые и вовсе оказываются недостойны обрести вечное благо в Будущем мире. Но такие поэтому недостойны и пройти через чистилище — оно им не поможет.

Хотя таких людей — конкретные примеры — мишна (Санхедрин 10:1) называет единицы и все они жили в эпоху Танаха, когда масштабы грехов, соответственно, были «библейскими». Так что посмертная судьба людей, живших в последующие эпохи, даже совершивших большие преступления, известна одному лишь Б-гу.

Конечно, трудно представить себе, что такой человек, как Гитлер, не будет «вечно гореть в аду», но в точности и его участь нам неизвестна. Можем быть только уверенными, что Б-г воздал ему полностью по заслугам.

Большинство же людей, как сказано, если и проходят через страдания после смерти, то — в целях очищения, а затем, если есть у них в «копилке» правильные действия, они получают свою вечную награду. Ибо для этого их Б-г и создал.

Да удостоимся и мы такого блага!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.