Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели Тора существовала до Б-га?

Темы: Сотворение мира, Мидраш, Время, Еврейский календарь, Природа, Устная Тора, Письменная Тора

Отложить Отложено

Шалом! Есть такое утверждение: Творец «смотрел в Тору и творил мир». Это — согласно Мидрашу.

Неужели Тора существовала до Б-га? Если она существовала с Б-гом, то могла быть только частью Б-га. Зачем тогда в нее смотреть, если Б-г уже всё знал и не было Ему нужды, чтобы кто-то Ему подсказывал? Да и не было кому? Что означает это выражение? Спасибо!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Алексей!

Прежде всего, утверждение «Б-г смотрел в Тору и творил мир» никак не подразумевает, что Тора существовала доБ-га. Даже Ваш тезис, что «она существовала с Б-гом» и «могла быть только частью Его», подразумевает, что до Него она быть не могла — ведь если Его еще нет, то не может быть и того, что является «Его частью».

Единственное, что можно вывести из того, что Б-г смотрел в Тору, творя мир, — это что Тора существовала до сотворения мира. Б-гом, Который был всегда. И это действительно так.

Но в любом случае, конечно, выражение образное. Оно не означает, что Тора была на чем-то физически записана, а Б-г в эту книгу буквально смотрел. И физического мира еще не было, да и Б-гу действительно не надо что-либо для Себя записывать.

Конечно, Тора была у Него давно задумана — и она, и мир, который Он сотворит, и всё, что в нем случится. Он всегда всё знал, и «записана» она была у Него «в голове» — видите, мы просто вынуждены пользоваться подобными выражениями, чтобы как-то понимать на своем уровне и как-то об этом говорить. Вот и ведем разговор о том, что у Б-га «в голове», и о том, что у Него было «записано», и что Он куда-то «смотрел». Хотя всё это образные выражения. Смысл ясен.

Главная же суть выражения «смотрел в Тору и творил мир» в том, что мир построен по принципам, заложенным в Торе, по ее схеме. Как архитектор сначала создает план, а потом при строительстве с ним сверяется.

Казалось бы, физический мир со всей его природой, живой и неживой, и человеческим обществом — и Тора. Разве есть между ними связь? А вот есть. Как молекула ДНК представляет собой код всего человека, его организма и характера, хотя сама вроде бы не выглядит схемой и прообразом всего этого.

Полностью постичь суть этой связи мы сейчас не сможем. Но можем, например, наблюдать, как структура Торы отражает и структуру мира, и принципы его функционирования.

Так, еврейский календарь — это не просто последовательность разных праздников, а цикл, соответствующий циклу природных времен года. Т. к. созданный Б-гом физический мир отражает духовный по этому самому принципу: Б-г «смотрел» на структуру духовного мира и строил мир физический, который соответствовал бы ему.

Годовой цикл жизни природы и человека также соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности.

А также — циклу жизни: весна — это рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни. Так что вся эта структура жизни отражает установленный Б-гом в Торе духовный цикл, через который проходит человек: начало пути, развитие, усталость и завершение.

Также Тора состоит из центрального «корня», «ствола» — неизменной Письменной Торы (Танаха) — и «ветвей» Устной Торы, расходящихся в разные стороны от нее, представляющих собой разные ее интерпретации. Поэтому существует много споров среди мудрецов.

В свою очередь, их различные мнения и подходы к изучению Торы — это корни разных направлений человеческой мысли, разных национальных характеров и идей. Поэтому как основных «граней» Торы — семьдесят, так и основных народов и языков, выражающих их менталитеты.

По такой схеме Б-г создал и Тору, и мир. Тора — «Древо Жизни» (Мишлей 3:18), прекрасное именно обилием своих ветвей, в совокупности образующих пышную крону. Анализ разных мнений мудрецов, их логики и сути разногласий создают красоту Устной Торы, ее интеллектуальное богатство. И мир тоже подобен дереву — его называют «семьей народов» — и красив в своем разнообразии людей и идей.

Как сказано, это только пара примеров, но принцип ясен: Б-г изначально задумал «Тору» — духовную структуру мира, законы и механизмы его функционирования, а на этой основе создал и физический мир с его структурой и механизмами. Это из того, что мы можем понять, но наверняка есть здесь и другие аспекты, которые, может быть, когда-нибудь нам откроются.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.