Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сильные дожди в Израиле, особенно, в Тель-Авиве — наказание за публичное нарушение субботы?

Темы: Награда и наказание, Моше, Природа, Пророки, Устная Тора, Раби Акива, Праведники, Письменная Тора

Отложить Отложено

Глубокоуважаемые раббаним, сильные дожди в Израиле, особенно, в Тель-Авиве — это за недавнее общественное нарушение шаббата? Тимур

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Тимур!

Хотя нарушение субботы определенно — дело нехорошее, сказать с точностью, что такое-то бедствие произошло в наказание за такое-то нарушение, мы сегодня не можем.

Да и судите сами: если произошедшее сейчас затопление некоторых районов Тель-Авива является наказанием за нарушение субботы, то почему погибли именно конкретные два человека, а не были так или иначе наказаны все, кто несет ответственность за нарушение? И за что случались затопления в других местах? Да и вообще, как известно, затопление — вовсе не единственная и не основная причина гибели людей в Израиле. Есть и жертвы террора, еще больше жертв дорожных аварий (за последний год 350), а еще больше умерших от болезней типа рака.

И за что все это?

В других странах, кстати, тем временем происходят куда бОльшие по масштабам катаклизмы. Например, в данный момент, массовые лесные пожары в Австралии, а месяц-два до этого — в Калифорнии. Там кто что нарушил? (Тамошние жители, наверное, тоже не безгрешны, но почему именно там и сейчас?)

Нет, не дано нам знать, за какой грех посылается каждое страдание — и в наказание ли вообще оно послано. Бывают у страданий и другие причины.

Только в прошлом, в эпоху Танаха, мир был устроен так, что можно было понять смысл каждого страдания и увидеть его связь с совершенными грехами, если такая связь была. Т.к. то была эпоха открытости и ясности мира. Существование Б-га было очевидным, не в этом был вопрос веры. И была очевидной взаимосвязь поведения человека и его положения в этом мире.

Поэтому Тора прямо говорит: если будете соблюдать заповеди и вести праведную жизнь, то всё будет у вас хорошо, а если перестанете соблюдать Тору и таким образом отвергнете Меня, то и Я вас отвергну и подвергну страданиям (Ваикра 25, Дварим 28 и др.). Тогда эта связь была гораздо более очевидной.

Это отражало сущность Письменной Торы, которая была дана евреям на том этапе и являлась основным для них текстом и предметом изучения. Устная Тора была тогда дана только как устный комментарий к Письменной. В Письменной Торе в этом плане нет «многозначности» и разночтений: ее текст четко известен, никаких изменений и разных версий в нем быть не может. Вот и жизнь была такая: всё было четко и ясно.

Но потом начался следующий этап. Кончилась эпоха пророков, передававших прямые послания от Б-га. Сам Б-г перестал совершать открытые чудеса, продолжив управлять миром скрытым образом, маскируясь под «законы природы», «исторические процессы» и т. п. Его присутствие стало менее очевидным — и все устройство жизни стало менее ясным. Можно быть благородным по статусу, но не по делам. Можно быть праведным, но страдать. Как же так?

А так, что всё это отражает сущность Устной Торы, которая расцвела на том этапе. В ней появились разногласия между мудрецами (которые Б-г не стал улаживать какими-либо откровениями — то есть, на то явно была Его воля). С одной стороны, так Тора утрачивала свою ясность: один мудрец постановил так, а другой — наоборот! Где же истина?!

Но, с другой стороны, эти разногласия породили целое «дерево» Устной Торы: разные подходы и типы логики, бурные обсуждения, доводы, контрдоводы, анализ, теории. Трудно увидеть одну всеобъемлющую и определенную систему, много в ней непостижимого, зато в результате каждый еврей может заниматься собственным анализом и строить свои теории. Искать свою истину — пока она является одним из аспектов центральной истины Торы (для этого все-таки надо уметь правильно анализировать Тору, приобретя соответствующие навыки).

Вот и кажущаяся противоречивость самой жизни, неочевидность ее смысла дает каждому человеку возможность задаваться вопросами и искать ответы, самому открывать Б-га в разных аспектах этой жизни и по-своему видеть проявления Его присутствия и деятельности.

Письменную Тору олицетворял Моше, получивший ее от Б-га и передавший нам — со всеми упомянутыми в ней благословениями и проклятьями. Поэтому ему самому мир виделся ясным, всё было очевидно и понятно: существование Б-га, процветание праведника, страдания грешника. А когда казалось, что эти принципы нарушаются, Моше приходил в ужас и с трудом это «переваривал». Так, после начала его миссии по освобождению народа из Египта на первых порах стало только хуже. И Моше в отчаянии обратился к Б-гу: «Почему Ты причинил зло этому народу?!» (Шмот 5:22). Наблюдать страдания невинных было для него невыносимо.

Устную же Тору олицетворял раби Акива, добившийся в ней выдающихся успехов и воспитавший учеников, которые внесли решающий вклад в ее развитие. Как раз раби Акива олицетворял новые реалии, то, что праведность вполне может сочетаться со страданиями. Вся его жизнь была тяжелой: то крайняя бедность, то расставание с любимой женой на много лет, то гибель всех многочисленных учеников и, в конце концов, собственная смерть — страшная, мученическая (а Моше удостоился «смерти-поцелуя»).

Когда Б-г показал Моше будущее — урок раби Акивы, он сначала не мог понять Тору раби Акивы, а потом ужаснулся его смерти: такая Тора — и такая за нее «награда»?! Но раби Акива воплощал Устную Тору — и отражающую ее жизнь, противоречивую, а то и трагичную, непостижимую, но в которой, тем не менее, можно открыть для себя Б-га, быть с Ним и добиться выдающихся успехов в духовной сфере. Даже когда раби Акива видел что-то трагичное, он не ужасался, а находил способ посмотреть на это под другим углом и вселить в окружающих оптимизм и надежду на лучшее (Макот 24а).

Поэтому сегодня уже трудно видеть явную связь событий жизни людей с их поступками. Можно быть праведным как раби Акива, но все равно страдать и умереть мученической смертью. Или наоборот. Таким образом, само по себе наводнение и любое бедствие из тех, что происходят теперь, мало говорят нам о том, кто за что наказан.

Зато они много говорят о том, что надо «проснуться», раскаяться и молиться Б-гу и за тех, кто пострадал, и за себя. Именно так отреагировал великий мудрец Хафец Хаим на новости о катастрофическом землетрясении в Японии 1923 г. Он не стал обсуждать, какой грех совершили японцы, чем они это заслужили.

Он стал молиться и поститься, и призывать евреев к раскаянию. Да, своих собратьев, религиозных евреев, которые никак этим землетрясением не были затронуты. Ибо всё равно подобные катаклизмы — это послание Б-га нам. Конечно, Он решает, с кем случится беда, в соответствии со Своими соображениями. Но нас это не касается, это Его дело. Нас касается то, что этими событиями Б-г также дает знак нам: задумайтесь о своем поведении.

Вот и постараемся задуматься!

С уважением, Меир Мучник

Читайте также: тема Награда и наказание

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.