Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Йосефа не казнили по обвинению жены Потифара?

Темы: Йосеф, Египет, Фараон, Суд, Агада, Шхина, Ангелы, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! Так почему же Иосифа, нищего и бесправного раба, не убили в Египте? Смертная казнь ему была обеспечена, но вынесена не была! Раб-инородец, обвиненный в попытке изнасилования жены министра фараона, — и не казнён! Почему же его осудили на пожизненное тюремное заключение? Владимир

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владимир!

Вы задаете хороший вопрос, который задают и многие великие комментаторы Торы.

Их ответы идут по двум основным линиям.

Первая: как Вы и говорите, если бы Йосефа судили обыкновенным образом, то казнь ему была бы обеспечена, его господин добился бы этого, судом или даже без. Но все дело в том, что его господин, Потифар, очень любил Йосефа и ценил его как работника. Как сказано в Торе, Йосеф так хорошо и успешно работал, что быстро завоевал полное доверие Потифара и тот отдал в его руки все хозяйство. По факту Йосеф сделался не рабом, а управляющим.

А вот жена Потифара, как очевидно из самой истории, большой верностью и любовью к мужу не отличалась. Поэтому, когда она обвинила Йосефа в изнасиловании, Потифар хорошо понимал: не факт, что ей следует верить больше, чем Йосефу. Поэтому, как пишет Рамбан (к Берешит 39:20), Потифар не дал ему предстать перед обычным судом, а посадил в особую тюрьму, «где содержатся заключенные царя» (там же). То есть, это была «привилегированная» тюрьма, куда сажали не тех, кого осудили по закону, а тех, кто впал в немилость у царя или его сановников типа Потифара — и кто впоследствии мог вновь оказаться в милости, как один из царедворцев, о которых Тора пишет после этого.

Альших (там же) идет дальше: Потифар не просто полюбил Йосефа, но, как сказано в мидраше (Берешит Рабба 86), «увидел над его головой Б-жественное Присутствие». Не то что Потифар был таким пророком, просто, как пишет Тора (там же 39:3), «увидел его господин, что Б-г с ним».

Даже Потифару было очевидно, что Йосеф — особый человек, что ему покровительствует и помогает Сам Б-г. Поэтому он не просто сомневался, заслуживает ли Йосеф наказания, — он БОЯЛСЯ причинить ему боль и тем самым, вероятно, вызвать гнев покровительствующего ему Б-га. Так Альших описывает дилемму Потифара: что мне делать? Если встану на сторону жены, то пойду против Б-га Йосефа и навлеку на себя Его гнев. А если встану на сторону Йосефа, обреку на позор жену, а значит, и себя!

Поэтому, объясняет Альших, в Торе сказано (там же): «И взял господин Йосефа, и отдал его в темницу». Когда слово «взял» используется в отношении человека, оно часто толкуется как «взял словами». Т.к. человека обычно не «берут» физически, как предмет, чтобы куда-то понести, а убеждают куда-то пойти. (См. комментарии Раши к Берешит 2:15, Шмот 14:6, Ваикра 8:2). Вот и Йосефа господин «взял» не силой, а максимально мягко попросил проследовать в темницу и понять, что по-другому он, Потифар, не может, что обязан сохранить достоинство жены и собственное.

И даже в тюрьме Йосеф не стал заключенным в полном смысле слова. Мальбим спрашивает, о чем говорит «избыточность», как может показаться, слов Торы «и был он там, в темнице». Ведь достаточно сказать: «и был он в темнице», в Торе ни одно слово не употреблено «просто так». «Лишние» слова намекают на то, что в темнице только формально было теперь его место, но на практике он продолжать служить Потифару.

Ведь сама тюрьма принадлежала Потифару, и там тоже была работа, было поле деятельности для Йосефа. И, в принципе, Потифар мог дать такую работу Йосефу, даже если бы тот ни в чем не провинился. Так что любить и ценить Йосефа Потифар не перестал, просто под давлением обстоятельств был вынужден «перевести его на другую должность».

Вторая линия ответов: все-таки даже по египетским законам казнь Йосефу не была обеспечена. Почему? Как пишет Йосеф Бэхор Шор (один из тосафистов, ученик Рабейну Тама), а также Хизкуни (раби Хизкия бар-Маноах, ок. 1250-1310, Франция), свидетелей у жены Потифара не было, было лишь ее бездоказательное заявление, которое уравновешивалось отрицанием Йосефа. То есть, хотя Йосеф был рабом, полного произвола в суде не было.

Впрочем, Хизкуни идет дальше и приводит слова агады, добавляющей подробностей и логичности этой истории. Йосефа привели на суд фараона, но туда явился ангел Гавриэль в образе человека и предложил: давайте проверим одежды Йосефа и жены Потифара. Если порвана ее одежда, значит, он домогался ее, а если порвана его одежда, значит, она домогалась его! Проверили, оказалось — второе. То есть, на самом деле в суде выяснилась вся правда и невиновность Йосефа была доказана. Поэтому его и не казнили. Но, поскольку всё равно надо было сохранить репутацию жены Потифара, его посадили.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.