Темы: Каббала, Авраам, Десятина, Маасер, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОт чего Аврам заплатил 10% Малкицедеку (Берешит 14:18-20)? Только ли от имущества, которое он от нитки до ремешка от обуви вернул царю Сдома?
Если да, то интересует последовательность: вначале 10%, а затем оплата вознаграждения людей Аврама, а потом возврат остатка в Сдом? Просто написано «от всего» — может быть, это вообще от всего своего имущества? Ведь он до этого никому не платил?
Еще интересны два вопроса. На войну Аврам пошел, узнав, что его брат пленен. Почему при перечислении того, что было получено по итогу войны, брат указан во вторую очередь, а на первом стоит имущество?
В одном из комментариев указано, что, отказавшись от имущества Сдома, Аврам отказался от искр святости. Но, если заплачено «от всего» до возврата в Сдом, то 10% от них должно было попасть в Шалем. Что такое «искры святости» и каковы последствия их получения или отказа от них?
Шалом!
Спасибо за интересный вопрос. Согласно мидрашу «Пиркей дэ-раби Элиэзер» (гл. 27), переводу «Таргум Йонатан» и многим комментаторам, Авраам отделил десятину от захваченного на войне имущества, принадлежавшего когда-то жителям Сдома. Следует понимать, что имущество это являлось законным приобретением Авраама и он видел своей обязанностью в первую очередь отделить от него десятину, а уж потом распоряжаться им по своему усмотрению.
И вот, Авраам не принимает предложение царя Сдома и отказывается от принадлежащих ему по праву военных трофеев. Но сделать это он мог только от своего имени и от имени своих рабов. Долей свободных людей, участвовавших в походе, он не мог распоряжаться, поэтому, во избежание недоразумений, Авраам подчеркнул, что они имеют право оставить ее у себя.
В течение всего похода Авраам не притрагивался к чужой пище, но не смог удержать от этого своих рабов. Заплатить за эту пищу Авраам отказался: в конечном счете, рабы воевали для царя Сдома и им причитается за это плата. Но даже если принять, что они присвоили еду незаконно, хозяин не обязан возмещать украденное своими рабами («Аамек Давар»).
Один из основополагающих принципов Сокровенной Торы: в любом предмете и в любом явлении этого мира, даже самом материальном, содержатся «искры святости». Это некий аспект, раскрывающий Славу Творца (так объясняет это понятие рав Элияу Деслер в книге «Михтав мэ-Элияу», т. 2, с. 212). Иногда этот аспект трудно разглядеть, он словно покрыт толстым слоем нечистоты, тогда говорят, что искры святости находятся «в изгнании». Задача праведника — вызволить эту искру из изгнания, то есть показать, как с помощью той или иной частички этого материального мира можно приблизить мир к конечной цели — раскрытию единства Творца. Куда бы ни направлялся Авраам, его первостепенной задачей было собирать эти искры святости. Поэтому об освобождении имущества Сдома и сообщается сначала — согласно степени важности для Авраама (по комментарию раби Моше-Давида Вали — 1697-1776, Италия).
Если так, у нас есть ответ и на второй Ваш вопрос. Именно для того, чтобы раскрыть этот духовный аспект — искру святости — в имуществе Сдома, Авраам хотел в первую очередь использовать это имущество для выполнения заповеди, то есть отделить от него десятую часть и отдать ее коэну — праведному Шему, сыну Ноаха. И только после этого он согласился вернуть захваченное царю Сдома.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Там нет ничего живого — это ещё одно предупреждение, что лезть туда не нужно
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Каких пришельцев не любили в Сдоме?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.