Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не могу жить без соцсетей. И не все законы готов соблюдать. Это страшно?

Темы: Суббота, Заповеди, Интернет, Изучение Торы, Зависимость

Отложить Отложено

Добрый день, вечная проблема с субботой:

1. Я совершенно не могу жить без социальных сетей, мне надо либо учить что-то, либо просто сидеть там, я могу их ограничить, но не могу их исключить. Что делать?? То же самое и с телевизором. Много раз пытался, но безуспешно.

2. Можно ли включать свет, если идёшь в туалет? Что об этом говорит Тора?

3. Я далеко не все законы готов соблюдать и понимать, это сильно страшно? Арсений

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Арсений!

Начнем с простого. Включать (и выключать) свет в туалете в субботу нельзя, но вместо этого надо просто включить свет до наступления субботы и оставить на всю субботу. Не так уж много электричества на это расходуется, а живете Вы, надеюсь, не в «вороньей слободке».

Теперь о воздержании от социальных сетей. Это действительно трудно. Как трудно, например, заядлому курильщику воздерживаться всю субботу от курения, даже если он всё соблюдает. Или как трудно большинству евреев поститься в определенные дни — хотя бы посты у нас не еженедельные. Некоторые без еды еще могут как-то обойтись, но вот без утреннего кофе…

Что же делать?

Во-первых, иметь в виду, что быть религиозным евреем не обязательно легко. Это миссия, подчас трудная, но выполнимая, и за выполнение полагается награда. Чем больше прилагаем усилий и испытываем неудобств, тем, разумеется, больше награда. Вот я некурящий, поэтому моя награда за некурение в субботу, скорее всего, невелика. А кто курит, даже если в целом выполняет меньше заповедей, тот за воздержание от курения получает в разы больше, и кто знает, каким в конечном итоге выходит общий баланс.

А во-вторых, клин клином вышибают. Просто так сидеть и ничего не делать, а воздерживаться, воздерживаться, воздерживаться, хотя трудно, очень трудно, ну совсем невыносимо!!! — конечно, так рано или поздно сорветесь. Надо постараться найти разрешенное занятие, которое Вас все-таки заинтересует и увлечет.

Вам надо что-то учить, познавать? Есть еще на свете книги, познавательные или художественные, на Ваш вкус, и пусть суббота будет днем, когда будете их читать.

Вам надо общаться с людьми? Опять же, люди есть не только в сетях, но и в окружающей Вас реальности: члены семьи, друзья. Как раз для многих людей, которые всю неделю заняты работой и бесконечно бомбардируются посланиями на компьютере или телефоне, суббота — это тот день, когда они могут встретиться с друзьями в синагоге или пойти к ним в гости, или пригласить их и спокойно пообщаться. Не надо никуда спешить, не надо ежесекундно отвлекаться на чтение посланий и ответы, есть только ты и твой собеседник, или компания.

Сегодня ходит много карикатур на эту тему — во что превратилась современная жизнь: сидят люди в музее или на пляже — каждый уткнувшись в свой телефон, в семейном кругу или даже на свидании — тоже каждый в своем телефоне. Сам видел как-то: сидит девушка в поезде, видно, что едет в аэропорт, а родители ее провожают. Но сама она вся в своем телефоне, и зачем, спрашивается, они с ней едут? Головой и душой она явно не с ними.

Так что хотя бы один день в неделю нам можно отойти от этого безумия и по-настоящему побыть с теми людьми, которые и физически находятся рядом и которым нас может весьма не хватать, когда мы всецело поглощены своими делами и гаджетами.

В целом суть субботы — это не тупое воздержание от запрещенных в этот день работ, «сидеть и ничего не делать». Шабат — это определенная атмосфера, душевная, позитивная. Пойти (или поехать) на субботу к друзьям или в общину, на семинар и т. п. — значит, побыть с людьми, принять участие в трех трапезах (за разговорами и песнями), пойти с ними на молитву (где тоже, бывает, вместе поют), часто просто посидеть в семейном или дружеском кругу или погулять. Как раз суббота предоставляет возможность любому типу людей делать то, что им нравится: интроверту и книжнику — изучать Тору или просто читать, экстраверту и любителю компаний — общаться. Любителю прогулок и свежего воздуха — погулять и подышать. Уставшему от безумного графика недели — выспаться. А ценителю вкусной еды — те самые трапезы!

Если же человек настолько поглощен соц. сетями, что и в отпуске, и на прогулке, и на семейных посиделках не может от них оторваться, то качество его жизни и без всякой субботы вызывает большие вопросы. Суббота мешает ему жить? Да он сам себя уже давно изъял из жизни в окружающем его мире, если не видит ни близких ему людей, ни дом, в котором сидит, ни улицу, по которой идет. Суббота, если уж на то пошло, возвращает его в его собственный мир. Хоть один день в неделю можно этот мир потерпеть. А если повезет — даже обнаружить в нем что-то приятное.

Не знаю, какие у Вас жизненные обстоятельства, но очень важно найти людей, с которыми Вы могли бы проводить субботу вместе: общину в синагоге, друзей, близких. Иначе Вы так и не почувствуете истинную атмосферу субботы и для Вас она будет означать лишь воздержание от любимых занятий. В таком случае шансов на успех в соблюдении действительно мало.

О готовности соблюдать все законы. Б-г всё понимает, и Он требует от Вас только того, что Вы можете. Соблюдайте максимум из того, что можете, только будьте честны сами с собой: действительно ли приложили максимум усилий или прибегли к отговоркам? (Это, на самом деле, относится ко всем людям, даже формально «полностью религиозным». Всегда возможны соблазны и лень, всегда можно найти оправдания и отговорки. Другие люди могут не заметить, но Б-гу всё видно, поэтому перед Ним надо стараться быть честным).

Наконец, что касается понимания всех законов. Их никто до конца не понимает, их много, и они глубокие, и смыслам и уровням понимания конца не видно. Так что тут уж точно: век живи — век учись, не стыдно не знать, стыдно не учиться. И вопрос опять в том, приложен ли максимум усилий. Если приложен, то совсем не страшно.

Желаю Вам получать истинное наслаждение и от субботы, и от всех заповедей Торы, которые сможете соблюдать, и от всей жизни, созданной Б-гом для Вас.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.