Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение?

Темы: Мезуза, Рамбам, Заповеди, Цицит, Тфилин, Единство Б-га, Ангел, Имя Творца, Обычаи, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Шаббат Шалом (хорошей субботы), скажите, как правильно по Галахе (еврейскому Закону) дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение? Каким пальцем? Какой рукой? Нужно ли произносить благословение, и какое?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Здесь не существует каких-то обязательных и строгих правил. Гораздо важнее не забывать о том, что написано на свитке мезузы: о единстве Творца, о том, что Он избрал еврейский народ, избавил нас от египетского рабства и дал нам Свою Тору. Можно сказать, что в двух коротких отрывках из Торы на этом свитке упомянуты основы нашей веры, например, сотворение мира, всемогущество Всевышнего, Его руководство миром, награда и наказание, пророчество, грядущее избавление и другие (см. комментарий Рамбана в конце главы «Бо»).

Рамбам пишет («Законы тфилин, мезузы и свитков Торы», конец главы 6): «Следует быть особенно осторожным в исполнении заповеди о мезузе, поскольку это всеобщая и постоянная обязанность. И каждый раз, проходя мимо мезузы, человек вспоминает о единстве Творца и о любви к Нему. И даже если он погружен в заботы этого мира, он пробуждается ото сна, вспоминая, что нет в жизни ничего важнее, чем постижение мудрости Творца… Сказали мудрецы: “Если у человека тфилин на голове и на руке, цицит на одежде и мезуза на входе, можно быть уверенным, что он не согрешит”, поскольку эти заповеди не дадут ему забыть о Всевышнем. Они и есть те самые ангелы, которые защищают человека от греха, как сказано: “Стоит станом ангел Б-га вокруг боящихся Его и спасает их” (Тэилим 34:8)».

Поэтому стоит иногда, проходя мимо дверного косяка, обратить внимание на мезузу, чтобы она помогла нам вспомнить обо всех этих основах. Существует обычай, выходя из дома и входя в дом, прикоснуться к мезузе. При этом, выходя из дома, можно произнести: «Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (по Тэилим 121:7, см. Шульхан Арух, Йорэ Дэа 285:2, в примечаниях Рама).

Приводят слова Аризаля, что при этом следует приложить средний палец правой руки к тому месту на внешней стороне мезузы, где написано святое Имя ש-ד-י, и поцеловать этот палец (Биркей Йосеф, там же).

Отправляясь в дальний путь, прикасаются к мезузе и произносят: «Бэ-Шимха таль этале», приблизительный перевод: «Именем Твоим покроюсь (буду защищен) росой». Это слова из пиюта (религиозного гимна) «Эйлим бэ-йом мэхусан» раби Элазара а-Калира. Его когда-то читали во время повторения кантором молитвы Мусаф первого дня Песаха вместе с Молитвой о росе. Эти слова охраняют путника, что связано с их числовым значением (Шах, там же). Числовое значение слова טל («роса») соответствует числовому значению того Имени Всевышнего, которое принято писать на обратной стороне мезузы. Важно помнить, что произносить эти слова — красивый обычай, а не закон.

Некоторые даже стараются прикоснуться к каждой мезузе, мимо которой проходят. Так поступал, например, рав Яаков-Исраэль Каневский, более известный как Стайплер.

C уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме

Пламя не спалит тебя. Еврейский народ в двухтысячелетнем галуте

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

Чтобы понять и постичь 35. В чем отличие иудаизма от других основных мировых религий?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.