Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; умер в 4085 /325/ г.) – руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.

 

 

Учился у р. Уны (см.), главы ешивы в Суре, у р. Нахмана бар Яакова (см.), главы мудрецов Неардеи; однако ближайшим его учителем был р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы в Пумбедите (Седер адорот).

 

 

Отличался выдающейся эрудицией: мудрецы называли его «Синай», поскольку «все законы Торы были столь же упорядочены в его сознании, как при даровании Торы с горы Синай» (Орайот 14а, Раши). Вместе с тем он был знатоком сокровенной мудрости, изучавшим Маасе амеркава – тайны управления Вселенной (Мегила 13а).

 

 

Р. Йосеф также прославился образцовым выполнением заповеди почитания родителей. Рассказывается, что, «лишь заслышав приближающиеся шаги своей матери, он вставал на ноги, говоря: «Поднимемся навстречу Шехине  (Б-жественному Присутствию)!» (Кидушин 31б).

 

 

В 4060 /300/ году, после смерти р. Йеуды бар Йехезкеля, мудрецы решили, что заменить его во главе ешивы Пумбедиты должен именно р. Йосеф. Однако вавилонские астрологи – халдеи – предсказали р. Йосефу: он умрет через два года после того, как возглавит ешиву, – и р. Йосеф отказался от почетного назначения в пользу Рабы (см.), своего друга и оппонента в ученых спорах, который был значительно младше его. И лишь в 4082 /322/ году, когда сорокалетний Раба скоропостижно скончался, скрываясь от персидских властей, р. Йосеф все же возглавил ешиву (Брахот 64а).

 

 

Преодолев шестидесятилетний рубеж, р. Йосеф устроил для знатоков Торы пир, утверждая, что «избежал наказания карет» – поскольку, по его мнению, именно смерть, наступившая до шестидесятилетнего возраста, свидетельствует об этой каре Небес (Моэд катан 28а).

 

 

К старости р. Йосеф ослеп (Седер адорот), а под конец жизни потерял также и память – однако он сумел в значительной степени восстановить свои познания, благодаря самоотверженной помощи своего ближайшего ученика Абае (см.), ставшего впоследствии главою четвертого поколения мудрецов (Недарим 41а).

 

 

Р. Йосеф умер в 4085 /325/ году, через два с половиной года после того, как он стал руководителем ешивы Пумбедиты (Брахот 64а; Раавад, Седер акабала).

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"

 

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…