Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Реувен Пятигорский рассказывает о жизни великого комментатора раби Авраама Ибн-Эзры

Раби Авраам Ибн-Эзра (о себе писал – Авраам бен Меир). Знаменитый толкователь Торы, признанный поэт, блестящий грамматик иврита, философ. Родился в Толедо в 1089 году; умер в 1167 года, - по различным мнениям похоронен или в Риме, или Кастилии, или Стране Израиля, куда всю жизнь стремился и которую, возможно, впервые посетил на пути из Каира в Багдад.

Ещё на родине, до начала своих великих странствий, прославился эрудицией и образованностью практически во всех сферах знания тогдашней эпохи. Кроме замечательных эрудических сборников, оставил после себя труды по астрономии и математике. Путешествуя из страны в страну, участвовал в дискусиях, писал статьи и книги. Вот только некоторые из стран, куда занесла его судьба: Южная Франция, Италия, Северная Африка, Египет, Ирак, Северная Франция (где его принимали два великих внука Раши – рабейну Там и Рашбам), Лондон. Как видим, Ибн-Эзра побывал во всех главных ценрах еврейской учености. И везде выступал не как ученик, а как признанный мудрец, щедро делящийся с другими своими обширными знаниями.

И все же главным делом его жизни следует признать комментарий на Хумаш (Пятикнижие). Откройте любой том «Микраот Гдолот» и там обязательно найдёте имя раби Авраама Ибн-Эзра. Он немногословен, но исключительно точен. Областью его интереса является «пшат», - самый простой уровень толкования, который даёт конкретное описание смысла Торы. Без «пшата» нельзя проникнуть в более глубокие пласты Писания.

Мы упомянули, что место смерти великого учёного неизвестно. Но откуда известен год его смерти? Об этом он сам написал перед кончиной, когда комментировал стих Торы (глава Лех-Леха, 12:4): «Аврааму было семьдесят пять лет при его выходе из Харана». Вот его слова: «Я – Авраам, и мне семьдесят пять лет. Я выхожу из Харана, из этой жизни, и ухожу в грядущий мир. Вся моя жизнь была годами бедности и скитаний. Шёл я тропами галута (еврейкого рассеяния) – и нигде не останавливался...»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…