Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментатор Талмуда и учитель Моше Мендельсона

Раби Давид бар Нафтали-Гирш Френкель (Корбан аэйда; 5467-5522 /1707-1762/ гг.) — комментатор Талмуда.

Родился в столице Прусского королевства Берлине, в семье выходцев из Вены. Его отец был даяном берлинского суда.

Учился во франкфуртской ешиве у р. Яакова Акоэна Паперса, автора сборника респонсов Шав Яаков (Возвратился Яаков).

В молодые годы занимался торговлей ювелирными изделиями в Гамбурге.

В 5497 /1737/ году он стал главным раввином г. Дессау, а в 5503 /1743/ году возглавил общину Берлина. Его семья была достаточно обеспеченной, и поэтому он отказался от половины своего раввинского жалования.

Был крупнейшим специалистом в области Иерусалимского Талмуда — он не только глубоко изучил этот древний текст, но и знал его наизусть.

Составил комментарий на значительную часть Иерусалимского Талмуда: на разделы Моэд (Праздники), Нашим (Женщины) и на большую часть раздела Незикин (Убытки).

Этот комментарий, получивший название Корбан аэйда (Общинная жертва), печатается в классических изданиях Иерусалимского Талмуда рядом с основным текстом, сопровождая его, подобно тому, как комментарии Раши и тосафистов обрамляют Вавилонский Талмуд.

Р. Давид Френкель умер в Берлине в 5522 /1762/ году.

Одним из ближайших учеников р. Френкеля был Моше (Мозес) Мендельсон (5489-5546 /1729-1786/ гг.), впоследствии ставший родоначальником «берлинского просвещения». Четырнадцатилетний Мендельсон, уроженец Дессау, переехал вслед за любимым наставником в Берлин. Одаренного юношу высоко ценили духовные вожди евреев Германии р. Йонатан Эйбешиц и р. Яаков Эмден (Ябец).

Восприняв от р. Френкеля основательные познания в традиционных еврейских дисциплинах, Мендельсон самостоятельно изучил математику, а затем и европейские языки — немецкий, английский и французский, а также латынь. От глубокого изучения философских трудов Рамбама он вскоре перешел к книгам немецких философов. В 5514 /1754/ году он впервые встретился, а затем и близко подружился с выдающимся немецким писателем и философом Готхольдом-Эфраимом Лессингом. Лессинг ввел молодого еврея в берлинские салоны, и вскоре Мозес Мендельсон стал одним из самых популярных писателей Германии. Берлинская Академия присудила ему первую премию за философские сочинения, а затем и выдвинула его в число своих членов.

Продолжая трепетно и скрупулезно выполнять заповеди Торы, Мендельсон вместе с тем стремился разрушить стену, разделяющую евреев и христиан. С этой целью он перевел Пятикнижие на немецкий язык. Свой перевод он напечатал ивритскими буквами, чтобы евреи смогли изучать по нему немецкий язык, который, по замыслу Мендельсона, должен был послужить для них ключом к мировой культуре. В 5538 /1778/ году в Берлине под патронажем Мендельсона открылась первая Свободная еврейская школа — преподавание в ней велось по-немецки и, наряду с Торой, изучались также светские дисциплины.

Плоды просветительской деятельности Мендельсона проявились быстрее, чем можно было этого ожидать: четверо из его детей и все внуки приняли христианство. Большинство из учеников Мендельсона, возглавлявших движение аскалы (просвещения), окончательно порвали с еврейской традицией. В последующих поколениях идеи Мендельсона оказали определяющее влияние на формирование «прогрессивного иудаизма» и светского сионизма.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…