Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Споры, Рав Александр Кац, Этер мехира, Религиозный сионизм, Литва
Раби Мордехай Элияшберг (5577-5650 /1817-1889/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из предтеч движения религиозного сионизма.
Родился в Литве.
В шестилетнем возрасте начал заниматься под руководством р. Элияу Раголера , ученика р. Хаима из Воложина .
Проявил исключительные способности и прославился как илуй (вундеркинд). В тринадцать лет, после свадьбы, поступил в Воложинскую ешиву и стал одним из ближайших учеников р. Ицеле , сына р. Хаима из Воложина. Его хеврутой (партнером по совместному изучению Талмуда) был р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), впоследствии возглавивший Воложинскую ешиву.
Завершив обучение в ешиве, он в течение ряда лет занимался коммерцией и преуспел.
Его первый наставник р. Элияу Раголер при встрече упрекнул его в том, что он не уделяет достаточного времени изучению Торы, и предрек, что в наказание за это он в короткий срок утратит все свое достояние. Так и произошло — с тех пор р. Элияшберг посвятил все свое время и силы лишь занятиям Торой (Гдолей адорот).
В 5613 /1853/ году он стал раввином местечка Зажимира, а в 5622 /1862/ год — городка Бауски, расположенного на юге Курляндии (Латвии). Выступая перед российскими властями ходатаем за еврейские интересы, добивался улучшения экономического положения общин и предоставления евреям равных гражданских прав.
В результате своих талмудических исследований р. Элияшберг пришел к выводу, что уже настал исторический момент, когда народу Израиля необходимо направить свои усилия на заселение и освоение Святой Земли.
Р. Элияшберг поддерживал движение Хибат Цион (Любовь к Сиону), занимающиеся заселением Земли Израиля, и сотрудничал в этом направлении с литовскими «просветителями». Он считал, что необходимо предоставить право евреям, живущим на Святой Земле, продавать свои земельные наделы на субботний год неевреям — чтобы тем самым разрешить проблему шмиты и открыть путь для широкого сельскохозяйственного освоение Земли Израиля.
Его взгляды и деятельность вызывали острую полемику среди законоучителей его поколения.
Р. Эльяшберг написал около двадцати книг, но при жизни был опубликован только сборник его респонсов Трумат яд (Дар руки).
Р. Мордехай Элияшберг умер в Бауске восемнадцатого кислева 5650 /1889/ года.
После его смерти была издана книга Швиль азаав (Золотая тропа), посвященная предстоящему возрождению еврейского народа на своей земле (в это издание было включено и краткое жизнеописание автора).
Собрание сочинений р. Элияшберга было опубликовано в Йерушалаиме в 5707 /1947/ году.
Его идеи оказали значительное влияние на формирование взглядов р. Авраама-Ицхака Кука, ставшего духовным лидером движения религиозного сионизма и главным раввином Земли Израиля.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы