Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей

Раби Шмуэль бар Йосеф Страшунь (Рашаш; 5554-5632 /1794-1872/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей.

Родился в 5554 /1794/ году в местечке Сосковичи.

Изучал Тору под руководством ученика и родственника Виленского Гаона р. Авраама Данцига, составителя кодекса Хаей адам (Жизнь человека).

Женился на дочери виленского богача, который предоставил ему возможность целиком посвятить себя изучению Торы.

После свадьбы молодые поселились рядом с тестем, в пригороде Вильно (Вильнюса), Страшуне, — отсюда и фамильное прозвище р. Шмуэля (первоначально его именовали Шмуэль Сосковицер, по месту рождения).

Несколько лет спустя семья обосновалась в самом Вильно — жена р. Шмуэля вела дела в принадлежащем им магазине, а он занимался в доме учения, где вокруг него сложилась группа учеников.

Рассказывается, что однажды русский офицер высокого ранга, один из клиентов их торгового дома, возвращая свой долг, потребовал, чтобы расписку о погашении долга подписал сам хозяин магазина. В это время р. Шмуэль давал урок по Талмуду в дом учения. Он категорически отказался отправиться в магазин, объяснив пришедшей за ним жене: «Я занимаюсь только изучением Торы и не имею никакого отношения к торговле. Я не могу прерывать занятий, только чтобы удовлетворять причуды этих вояк!». Однако жена настаивала: если р. Шмуэль не придет, генерал не возвратит свой долг, и они понесут большие убытки. «А как бы ты поступила, — спросил р. Шмуэль, — если бы я уже умер, а этот генерал потребовал извлечь меня из могилы, чтобы написать ему расписку?! Так и здесь — когда я занимаюсь Торой Всевышнего, я умираю для всего остального мира. Пожалуйста, не обращайся ко мне по делам торговли». Отчаявшись, женщина возвратилась в магазин и передала генералу слова своего мужа. Ответ р. Шмуэля так понравился генералу, что он удовлетворился подписью хозяйки и немедленно заплатил свой долг (Гдолей адорот).

Р. Шмуэль написал аналитические заметки и примечания к Талмуду, в которых он развивал методы исследования, апробированные в комментариях Виленского Гаона. В своих заметках он стремился к точному пониманию прямого смысла талмудического текста, предлагая множество оригинальных трактовок, отличающихся от традиционных толкований классических комментаторов. Его заметки отличались гармоничным сочетанием обстоятельности и глубины с простотой и краткостью изложения.

После его смерти эти комментарии были включены в новое издание Талмуда, осуществленное в 5646 /1886/ году в виленской типографии вдовы и братьев Ромм, — они были озаглавлены Агаот вехидушим Арашаш(Примечания и аналитические заметки р. Шмуэля Страшуня). В большинстве последующих изданий комментарии Рашаша печатаются в приложении к каждому тому — они широко изучаются и пользуются высоким авторитетом.

Рашаш прокомментировал также классический сборник аллегорий Мидраш раба (Большое собрание мидрашей).

Р. Шмуэль Страшунь, Рашаш, умер в Вильно одиннадцатого адара (второго месяца адар) високосного 5632 /1872/ года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Его сын и ближайший ученик р. Матитьяу Страшунь был одним из руководителей виленской общины в следующем поколении.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…