Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно!»

Раби Шломо бар Йосеф Ганцфрид (Кицур Шульхан арух; 5564-5646 /1804-1886/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился в закарпатском городе Унгваре (Ужгороде), входившем в состав Австро-венгерской империи.

В 5572 /1812/ году, в восьмилетнем возрасте, он осиротел. Воспитывался в доме главы раввинского суда Унгвара р. Цви-Гирша Геллера (5536-5595 /1776-1835/ гг.), который обучал его Торе.

Женившись на дочери богатого коммерсанта, занимался виноторговлей. По свидетельству современников, в своем магазине он с великим усердием изучал Тору — радуясь тому, что его не слишком беспокоят клиенты, и тому, что он не перебивает заработок у других торговцев.

В 5588 /1828/ году, когда р. Шломо Ганцфриду было только двадцать два года, один из духовных лидеров поколения р. Моше Софер (Хатам Софер; см.) писал о нем: «Выдающийся и непостижимый мудрец, …праведник, славное имя которого обретет величие» (Хатам Софер, Йорэ деа 137).

В 5594 /1834/ году, в тридцатилетнем возрасте, р. Шломо выпустил свою первую книгу Кэсет асофер (Письменный прибор) — собрание законов, связанных с написанием Свитка Торы, тфилин и мезузы.

«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно! И поэтому я требую от всех своих учеников и последователей, чтобы, начиная со дня выхода этой книги и далее, ни один кандидат не получал бы удостоверение софера (переписчика священных текстов) до тех пор, пока он не изучил ее в совершенстве».

Книга Кэсет асофер и по сей день является одним из самых авторитетных законодательных сводов в области написания еврейских священных текстов.

В 5603 /1843/ году, когда его торговое предприятие разорилось, р. Шломо принял на себя обязанности раввина: он возглавил общину городка Брезовица в округе Сараш, а затем, в 5610 /1850/ году стал главой раввинского суда в Унгваре, где родился и вырос.

Итогом его многолетней деятельности законоучителя стал составленный им кодекс Кицур Шульхан арух (Краткий Шульхан арух), изданный в 5624 /1824/ году в типографии Унгвара. В этой книге он предельно сжато и просто изложил все законы, знание которых необходимо каждому еврею в его повседневной жизни. В большинстве случаев он не приводил различные точки зрения, а, стремясь к максимальной определенности, лишь указывал окончательные алахические выводы.

При установлении законодательных норм р. Шломо Ганцфрид руководствовался кодексом Шульхан арух, а также мнениями позднейших законоучителей — в первую очередь троих из них: р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), составителя кодекса Шульхан арухаравШульхан арух» Рава), р. Авраама Данцига (см.), составителя кодексов Хаей адам (Жизнь человека) и Хохмат адам (Мудрость человека), и р. Яакова Лобербойма из Лисы (Нетивот амишпат; см.), написавшего краткий свод повседневных законов Дерех ахаим (Путь жизни). «Я следовал за большинством из этих троих великих вождей Израиля, — пояснял р. Шломо Ганцфрид в одном из писем, — и там, где мнение двоих совпадало, я отбрасывал противоречащее им мнение третьего». В особо сложных случаях, требующих детального рассмотрения, автор Кицура, как правило, рекомендовал своим читателям обращаться к раввину.

По определению самого автора, книга Кицур Шульхан арух предназначалась для «деловых людей, которые не имеют времени углубленно изучать кодекс Шульхан арух с сопровождающими его комментариями, а также для воспитания юношества — чтобы заповеди Б-га укоренились в сердцах».

В последующих поколениях этот кодекс стал одним из самых широко изучаемых. Книга выдержала десятки изданий, она переведена на несколько языков, в том числе, и на русский. Согласно статистике, выпущено в свет более полумиллиона экземпляров.

Р. Шломо Ганцфрид написал также книгу Апирион (Храм), содержащую аналитический обзор Пятикнижия и алегорий Талмуда. Его книга Оалей Шем (Шатры Шема) посвящена изучению еврейских имен — мужских и женских. В книге Пней Шломо (Лик Шломо) собраны его хидушим (аналитические заметки) на талмудический трактат Бава батра.

Его исследование в области кабалы, озаглавленное Клалим бахохмат аэмет (Основы истинной мудрости), до сих пор остается в рукописи.

Р. Ганцфрид был одним из руководителей организации Шомрей адат (Стражи веры), противостоящей натиску реформистов. Он также являлся избранным представителем, отстаивающим интересы еврейских общин перед правительством Австро-Венгрии.

Р. Шломо Ганцфрид был призван в Небесную Ешиву в субботнюю ночь, двадцать восьмого тамуза 5646 /1886/ года.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…