Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, автор сборника респонсов Цемах цедек

Раби Менахем-Мендель Крохмаль (Цемах Цедек; ок. 5360-5421 /ок.1600-1661/ гг.) — выдающийся законоучитель, автор сборника респонсов Цемах цедек (Росток праведности).

Уроженец г. Кракова. Один из ближайших учеников р. Йоэля Сиркиса (Баха; см.), автора книги Байт хадаш.

Когда период ученичества завершился, р. Крохмаль возглавил большую ешиву в Кракове. Начиная с 5390 /1630/ года, принимал активное участие в работе «Совета четырех земель».

В 5406 /1646/ году он стал главным раввином Кракова. Два года спустя, в связи с нападением на Польшу казаков под предводительством Богдана Хмельницкого, он переселился в Моравию и стал раввином г. Никольсбурга (ныне Брно). В 5410 /1650/ году он был избран главным раввином всей Моравии. В эти годы р. Крохмаль стал общепризнанным лидером евреев Восточной Европы — из многих общин обращались к нему за решением спорных вопросов.

Его респонсы, ответы на эти вопросы, не только представляют собой ценный алахический материал, но и дают развернутую картину трагического периода еврейской истории, связанного с Тридцатилетней войной 5378—5408 /1618—1648/ годов и с восстанием Богдана Хмельницкого, начавшимся в 5408 /1648/ году. Особенно много респонсов посвящено судьбе агунот — жен, чьи мужья пропали без вести во время войн и погромов. В большинстве случаев р. Крохмаль стремился изыскать алахические пути, чтобы разрешить таким женщинам снова создать семью.

Респонсы р. Крохмаля были собраны в книгу, названную Цемах цедек, и впервые изданы в еврейской типографии Амстердама в 5435 /1675/ году.

Р. Менахем-Медель Крохмаль умер второго швата 5421 /1661/ года.

Его сын и ученик р. Арье-Йеуда-Лейб Крохмаль стал после него раввином Моравии и главой большой ешивы в Никольсбурге.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…