Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Яаков-Шауль бар Элиэзер-Йерухам Эльяшар (5577—5666 /1817—1906/ гг.) — главный сефардский раввин Йерушалаима (Ришон леЦион), один из духовных лидеров поколения.

Родился двадцать третьего сивана 5577 /1817/ года в Цфате. Его предки прибыли в Землю Израиля из Литвы — его прадед был известен под именем р. Хаим-Йерухам из Вильно, а дед — р. Яаков из Вильно.

Его отец, р. Элиэзер-Йерухам, даян и шойхет в ашкеназской общине Цфата, был арестован турецкими властями, а затем, сумев совершить побег из тюрьмы, поселился в Йерушалаиме. Он умер, когда Яакову-Шаулю было семь лет.

В 5588 /1828/ году мать Яакова-Шауля вышла замуж за сефардского мудреца р. Биньямина-Мордехая Навона, который стал его основным учителем и наставником. С этого времени юноша воспитывался в среде сефардских евреев и усвоил их традиции и обычаи.

По завершении периода ученичества он стал даяном в сефардской общине Йерушалаима. В 5623 /1863/ году, в возрасте сорока пяти лет, он возглавил раввинский суд сефардской общины святого города.

Р. Эльяшар написал более тысячи респонсов, отвечая на сложнейшие алахические вопросы, присылаемые ему из сефардских и ашкеназских общин всего мира. Его респонсы были изданы в нескольких томах (первые сборники его респонсов вышли в свет в Йерушалаиме в 5642 /1882/ и 5653 /1893/ годах).

Вопреки мнению большинства авторитетных законоучителей, он поддерживал так называемое «разрешение на продажу» (эйтер мехира), предоставляющее возможность еврейским земледельцам обрабатывать свою землю в субботний год, предварительно продав ее на этот год неевреям. Это постановление стимулировало вовлечение евреев в сельскохозяйственное освоение земли Израиля (Энциклопедия левейт Исраэль т. 2).

Много раз р. Эльяшар посещал еврейские общины Турции, Египта и Италии, собирая благотворительные средства для евреев Йерушалаима.

В 5653 /1893/ году семидесятипятилетний мудрец был избран главным сефардским раввином Йерушалаима, и ему был присвоен почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).

К этому времени сефардская община города составляла уже тринадцать тысяч человек (а ашкеназская — семь тысяч).

Много раз за время своей деятельности р. Эльяшар проявлял исключительную мудрость и прозорливость.

26-го тамуза 5666 /1906/ года он получил срочную телеграмму, в которой было сто тринадцать слов. Раввин из польского города Новоминска просил срочной помощи. Он сообщал, что полгода тому назад два еврея из Новоминска, которые теперь переселились в Йерушалаим, дали ложные показания против нескольких гоев, — и теперь, в соответствии с их свидетельством, эти гои приговорены к смертной казни. Раввин утверждал, что если казнь совершится, гнев польских соседей обрушится на всех евреев Новоминска. Он просил р. Эльяшара срочно допросить двух лжесвидетелей и добиться от них письменного опровержения — таким образом, удастся спасти невинных людей от смерти, а евреев Новоминска уберечь от погрома. Раввин Новоминска заранее оплатил и обратную телеграмму.

По поручению р. Эльяшара его секретарь в тот же день разыскал двух евреев из Новоминска, но те стояли на своем: они утверждали, будто были единственными свидетелями убийства и на допросе в польской полиции сообщили чистую правду.

Не мешкая, р. Эльяшар собрал на совет ведущих знатоков Торы и сказал им: «Я думаю, что эта телеграмма — подделка! Не исключено, что родственники убийц попытались таким способом избавить их от возмездия. А раввин Новоминска, вероятно, даже не знает про телеграмму — и поэтому отвечать на нее не следует!». «Однако если телеграмма все же подлинная, — возразили ему, — мы обязаны отреагировать на нее!».

И тогда, несмотря на поздний час ночи, р. Эльяшар отправил своего секретаря к р. Шмуэлю Саланту (см.), руководителю ашкеназской общины города. Ознакомившись с содержанием телеграммы, девяностолетний мудрец сказал: «Мне представляется, что это — фальсификация», — и он независимо от р. Эльяшара изложил аналогичную версию.

На следующее утро р. Эльяшар отправил в Новоминск краткую телеграмму: он писал, что как гражданин Турции не имеет права вмешиваться во внутренние дела Российской империи.

А еще день спустя, в шабат, двадцать восьмого тамуза 5666 /1906/ года р. Яаков-Шауль Эльяшар был призван в Небесную Ешиву — ему шел девяностый год жизни.

Через несколько недель выяснилось, что телеграмма, действительно, была сфабрикована, — и погром евреям Новоминска угрожал бы именно в том случае, если бы мудрецы Йерушалаима во главе с р. Эльяшаром угодили в расставленную ловушку (Гдолей адорот; Везэ шаар ашамаим с. 439—441).

В память о р. Эльяшаре был назван один из новых районов Йерушалаима — Гивъат Шауль (Холм Шауля), ставший сегодня крупнейшим центром изучения Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…