«Уважай своих отца и мать» (20:12). Рассказывает рав Галинский.
В рамках моей поездки по поддержке мест, где изучают Тору, я добрался до Бразилии. Отдельные люди отозвались на мою просьбу по мере своих сил, но я знал, что «Хевра Кадиша» (похоронное общество) собрала там огромное богатство. Там берут тысячи долларов за место погребения. У богатых кошельки для всего открыты — для поддержки спортивных соревнований, для постановки спектаклей, только не для Торы!
Я удивлялся: «Ведь среди умерших есть и евреи — религиозные и просто близкие к своим традициям. Почему не считаются и с их желаниями?»
Все пожимали плечами: таково положение вещей — решает тот, кто сидит во главе похоронного общества, а он демонстративно не соблюдает Тору.
Что я мог потерять? Я попросил, чтобы мне организовали встречу.
Прихожу и спрашиваю: «Уважаемый, вы представляете похоронное общество?»
«Да», — говорит он.
«А я представляю умерших», — сказал я. Он открыл рот и глаза: «Любишь насмехаться, да?»
Я отвечал: «Да что вы, вовсе нет! Знайте, что мертвые пришли с жалобой на вас в небесный суд и говорят: “Наши родные дали похоронному обществу деньги на наше погребение. Похороны стоили денег, были расходы. Но почему на оставшееся не сделали ничего для помощи нашим душам? Разве от спортивных состязаний и постановки спектаклей будет нам толк? Только благодаря изучению Торы и помощи мудрецам для нас смягчат суд, и мы шаг за шагом поднимемся в райский сад”. Так вот знайте, что я был послан представить перед вами жалобу умерших. Если проигнорируете ее, не стану пугать вас тем, что вас позовут на суд. Но в конце концов вы и сами туда попадете, и что тогда скажете? — не небесному суду, а всем тем душам умерших, деньгами которых вы злоупотребили, отказав им в подъеме наверх?»
Он вытащил ручку и открыл чековую книжку: «Сколько вам выписать?»
Но я говорю: «Так не пойдет. Давайте сядем и решим, какую часть денег будут отдавать на религиозные нужды общины и на изучение Торы ради подъема душ». С того дня в его подходе произошел переворот.
Я понял, что быть представителем умерших — дело хорошее. Позвольте же мне и здесь представлять их.
О ком идет речь? О каждом из тех, кто меня слушает. Вечно вы жить не будете, а когда окажетесь наверху — что скажете? Не небесному суду, а своим родителям!
Процитирую из книги «Пеле Йоэц» (об уважении к отцу и матери): «Главное уважение — почитать их после смерти (Кидушин 31 б). Каждый, кто способен сделать приятное душам родителей, пусть делает это изо дня в день и не забывает. Не нужно поступать, как делают многие невежественные люди, которые едва вспоминают отца и мать в день поминовения. Они произносят Кадиш, дают чуть-чуть денег на благотворительность и немного учат Тору. Горе отцам, которые ждут от своих детей, чтобы те их выкупили и помогли подняться из адской ямы, ибо делая так мало, их дети ничем им не помогают! Надлежит сыну, чтобы на протяжении всей жизни образ его отца был у него перед глазами, словно тот горько взывает из пламени огненного: “Сын мой родимый, пожалей меня, спаси от меча душу мою, от лап собаки единственню мою!” (см. Теилим)
Даже если кто думает, что его отец совершенно праведен, и душа его наслаждается изобилием, пусть подумает о том, что исполненными заповедями он словно приносит ему вкусные блюда, “дабы благословила его душа его” (см. Берешит). А как хорошо было бы привыкнуть каждый день произносить: “Да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш и отцов наших, принять с милосердием и благоволением каждый добрый поступок, содеянный мною, — как в мысли, так и на деле, — чтобы все они обратились в заслуги, покой и возвышение для души моих отца и матери”».
Рав Х. Й. Азулай (в книге «Кикар ле-Оден») написал, что каждой молитвой и исполненной заповедью, при изучении Торы и открытии в ней чего-либо нового, человек дает наверху награду своим родителям, поскольку он исполняет все это в силу полученного от них воспитания. «Этим заповедь уважать отца и мать исполняется лучше, чем любым почетом, который можно было оказать им в нашем мире. Это приносит им большое удовольствие».
Чем мы отличаемся от того начальника похоронного общества? Если и есть различие, оно не в нашу пользу.
Отец и мать привели нас в этот мир, столько добра сделали нам, так сильно беспокоились о нас. А теперь, когда они в нас нуждаются, что мы даем им? Будем помнить, что в молитве и в изучении Торы, каждой заповедью и хорошим поступком мы совершаем для них добро в мире вечности. (Веигадта)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?