Выход из рабства стал для евреев радостным событием. Но веселью не суждено было длиться вечно: «И пришел Амалек» (Бешалах 17:8) Представители народа — ненавистника евреев атаковали колонны освобожденных рабов.
Амалекитяне жили в далеком Негеве. Евреи даже не пытались конфликтовать с ними, поскольку Амалек являлся потомком Эсава. Что же заставило представителей этого народа избрать народ Израиля в качестве своей главной мишени?
Мидраш «Эстер раба» приоткрывает завесу над этой печальной историей. После выхода евреев из Египта Амалек обратился за советом к колдуну Биламу, мудрому, но безнравственному человеку. Амалека интересовало, что делать с народом Израиля, который, по его мнению, на доброту и гостеприимство египтян ответил черной неблагодарностью.
Амалек не скупился на драматизм. Он сказал примерно следующее: «Египтяне приняли этот народ с распростертыми объятиями, кормили их плодами своей земли, но что потом?! Потом евреи одолжили у египтян деньги и золото, а затем бежали из страны А когда несчастные аборигены потребовали вернуть им свое имущество, евреи начали колдовать и утопили их в море!» Вердикт, который вынес Билам, был однозначен: выйди на войну против зарвавшихся наглецов.
Амалек — мастер по искажению действительности. Ограбленных рабов он представляет грабителями, а садистов-надсмотрщиков — гостеприимными хозяевами. Он готов «окончательно решить еврейский вопрос».
С тех пор ничего не изменилось. Нас называют эксплуататорами, язвой на теле человечества, преступниками и расхитителями. Защитой от подобных абсурдных обвинений должна служить наша вера. А залогом победы являются действия духовных лидеров. Как сказано: «И когда Моше поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Йегошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Г-сподь Моше: запиши это для памяти в книгу и внуши Йегошуа, что Я бесследно сотру память Амалека из поднебесья».
Читайте: обзор по теме Амалек
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
«Оцарот»
«А ужесточающий сердце свое падет во зло»
Батшева Эскин
Рассказ Ш. Гуревича. Религиозный солдат добрался до части в пять часов, что спасло его от смерти.
«Оцарот»
Чудесное спасение Израиля в 1967 году
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Рав Элиэзер Беркович,
из цикла «Вера после катастрофы»
Мессианство — идея мирового масштаба. Машиах принесет мир и справедливость всем народам. Но эти надежды крепко связаны с возвращением сынов Израиля домой.
Ита Минкина
«Оцарот»
Всевышний может предотвратить трагедию. Он также может минимизировать ее последствия, чтобы преподать всем нам урок.
TorahLive
Рав Арье Каплан,
из цикла «Нежданные встречи»
С обычной, практической точки зрения, Шестидневная война — второстепенный, незначительный военный конфликт. С теологической же точки зрения это было величайшее всемирное потрясение
Батшева Эскин
Пурим учит нас, как найти Б-га за кулисами истории — в том числе и в заголовках газет…
Редакция Толдот