Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Основа гмилут хасадим (важнейшего правила праведности — делать добро ближнему) состоит в том, чтобы исполнять желания других людей и приносить им удовлетворение.

Об этом же пишет Месилат ешарим (гл. 19): «Каждый человек должен стремиться сделать для ближнего все, что в его силах, чтобы доставить ему удовольствие и душевный покой, в том, что касается уважительного отношения к нему, и во всех других делах. Всякое дело, о котором знает человек, что, сделав его, доставит удовольствие товарищу, — праведный человек обязан сделать».

И вот важный принцип гмилут хасадим: идти навстречу желаниям всех людей. Недостаточно одного только общего стремления делать добро; необходимо еще стараться предугадать желания ближнего, понять, что могло бы доставить ему удовольствие. Для этого нужно немало мудрости, ибо взгляды и мнения людей различны, и то, что хорошо и правильно в глазах одного, может оказаться неприемлемым для другого.

Этот принцип мы выводим из Талмуда. Сказал раби Элазар: Вознаграждаема цдака (подаяние нуждающемуся; имеется в виду вознаграждение с Небес дающему) в той мере, в какой был в ней хесед (усилие и старание дающего) (Сукка 49б). Объясняет Раши, что деньги, переданные бедному, называются здесь цдака, а то, что дающий утруждает себя, стараясь, чтобы бедный извлек из полученного максимальную пользу для себя, называется хесед. Например, дающий сам приносит деньги бедному домой, или дает готовый выпеченный хлеб, или одежду… То есть, заключает Раши, все внимание и забота дающего направлены на истинное благо бедного.

Совершенно ясно: секрет успеха в добрых делах в том, чтобы направить внимание и заботу на пользу ближнему (другими словами, узнать желания и потребности нуждающегося и удовлетворить их).

Рассказывают, что однажды один из учеников благословенной памяти раби Исраэля Салантера жаловался ему, что он очень старается делать хесед своей жене, но это плохо удается. Ответил ему раби Исраэль: Знай, что хесед, который ты ей делаешь, измеряется не твоими оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает, а ее оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает!

Ответ раби Исраэля, несомненно, точно попадает в цель!

Из всего сказанного следует, что если, к примеру, кто-то дал нуждающемуся одежду, а тому не понравился ее цвет, и он остался недоволен, то дающий просто выбросил свои деньги. И он не должен думать, что получатель, по крайней мере, обязан сказать ему слова благодарности и изъявить свою признательность. Ибо, поскольку учили нас мудрецы наши, что цдака ценится в той мере, в какой был в ней хесед, а тот, кто подарил нуждающемуся одежду, не удовлетворил его желаний и не порадовал его сердца, — он, как говорят, «нырнул в бурные воды и вернулся с глиняным черепком в руках». Хуже того, он, по сути дела, причинил получателю чувство горечи и неудовлетворения, и, если это так, почему же тот должен его благодарить? (Несомненно, если у получателя подарка хватит на то душевных сил, он должен перебороть в себе чувство разочарования, встретить подарок сердечно и приветливо и тем сделать хесед дарящему. Однако требовать этого дарящий, как нам кажется, не имеет права).

Приведем еще один пример на эту тему (Авот дераби Натан 48:1). Раби Шимон бар Йохай пришел навестить одного больного проказой, который тяжело страдал и из-за этого проклинал Имя Всевышнего, упаси Б-же. Раби Шимон бар Йохай упрекнул его. Тот ответил: «Да будет воля Небес, чтобы моя болезнь перешла на тебя». Раби Яабец объясняет: Причиной проклятия было то, что раби Шимон бар Йохай пытался умиротворить больного в минуту гнева, а ведь мудрецы наши предупреждали, что не следует делать этого, — даже с самыми чистыми намерениями, на благо умиротворяемому. Однако, как мы видим, в отношениях между человеком и ближним одних только благих намерений недостаточно…

с разрешения издательства Швут Ами

Сделать пожертвование на странице Хесед


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…