Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидская история

Однажды ребе Нафтали из Ропшиц(1) поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.

— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра , который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога!

Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:

— Бог дал тебе йецер ха-ра(2) в качестве наставника.

— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?

— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает свое дело йецерха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.

Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:

— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.

— Что именно?

— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей все совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит»(3). Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждет йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.


1.Ребе Нафтали Цви Горвиц родился в местечке Линек (Леско) Западной Галиции (Польша) в 1760 году.

2.Йецер ха-ра. — На человека действуют две природные силы: йецер ха-ра, то есть злые побуждения, и йецер ха-тов — добрые побуждения. Йецер ха-ра — не зло как таковое, но, скорее, склонность ко злу, если это побуждение не уравновешено йецер ха-тов. Поэтому Гиллель учит: «Если я не постою за себя, кто обо мне позаботится? А если я буду заботиться лишь о себе, какой от меня прок?» (Пиркей Авот 1:14). Более точный перевод названия этих побуждений: «эгоистическое побуждение» и «бескорыстное побуждение». Мудрецы учат, что без йецер ха-ра человек не смог бы построить дом, жениться и вырастить детей, ибо для всего этого необходимо ощущать свое «я» и желание реализовать себя (Брейшит Рабба 9:7). Эгоистическое побуждение становится «злом» только когда оно не уравновешено бескорыстным побуждением. Если человек руководствуется в своих действиях исключительно интересами эго, возникают предпосылки для зла: бизнес превращается в эксплуатацию, брак — в угнетение, секс — в насилие. Если же мы руководствуемся не только своими интересами, но и интересами других, йецер ха-ра входит в конструктивное русло. Тогда это побуждение ориентируется на добро, и его энергия привносится в благие деяния.

3. Бытие 4:7.

комментарий Рами Шапиро:

Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится делать выбор, отдавая себе отчет, каким побуждением мы руководствуемся: йецер ха-ра — или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов, учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих? Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в котором ты живешь, свят?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…