Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Как избежать банкротства? Этот вопрос стоит сегодня не только перед руководителями финансовых компаний, но и перед многими американцами, которые купили дома, воспользовавшись ссудами банков, и не в состоянии их больше выплачивать. Разразившийся в США финансовый кризис угрожает экономикам всех стран мира. И потому многие размышляют сегодня о двух вопросах, так точно сформулированных когда-то: «Кто виноват?» и «Что делать?» Одни винят администрацию президента, другие — руководство банков ипотечных ссуд. На мой взгляд, корень проблемы — в человеческой слабости — отсутствии осторожности, которую проявили банки, выдающие ссуды на приобретение недвижимости.

С одной стороны, для развития экономики необходим оптимизм. Одним из главных экономических показателей страны является «уверенность потребителей». Удивительно, что именно этот нематериальный, а духовный показатель приводит в движение сложные экономические процессы. Страна может обладать огромными валютными запасами и природными ресурсами, но если ее жители не уверены в своем будущем, то экономика будет страдать. Если люди перестанут покупать товары, то предприятия перестанут зарабатывать деньги и будут вынуждены увольнять сотрудников, у которых, в свою очередь, не будет денег для покупки новых товаров. Так вниз раскручивается спираль экономического упадка. Но стоит людям поверить в стабильность своего финансового будущего и начать покупать товары, как спираль экономического подъема начинает двигаться вверх.

Экономисты, занимающиеся предсказанием рынков, изучают не только математику, но и поведение человека. Им известно, что вера в будущее, выраженная в индексах «уверенности потребителей», влияет на экономику страны.

Итак, «уверенность потребителей» — это хорошо? Определенная уверенность необходима, но чрезмерная уверенность, самоуверенность — вредна и опасна.

Во всем необходимо искать «золотую середину», о которой писал Маймонид в своей книге «Мишне Тора».

«Много качеств у людей… Один человек жадный, а другой — расточительный… Подобно этому и другие качества: весельчак и меланхолик, скупой и транжира, жестокий и милосердный, боязливый и отчаянный. Противоположные крайности — не добрый путь. Хороший путь — это “середина” любого качества человека. Поэтому мудрецы постановили, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества, направляя их по “среднему” пути».

В одинаковой степени опасно, например, вести машину самоуверенно и неуверенно. Важно научиться уверенно управлять автомобилем, проявляя при этом необходимую осторожность.

То же искусство обретения баланса необходимо и всем нам на дорогах жизни, тем более руководителям финансовой индустрии.

Когда банки выдают ссуды, они должны быть осторожны, чтобы не потерять денег. Для этого проверяют кредитную историю и доход человека, требуя, чтобы он вложил хотя бы 20% стоимости дома. Но если банки выдавали малоимущим людям 100-процентные ссуды, покрывая всю стоимость дома, то они брали на себя огромный риск. Ведь в случае падения цен на недвижимость дома не могут быть гарантией возврата ссуд.

Цены на недвижимость действительно упали, когда малоимущие покупатели не могли больше выплачивать ссуды, и банки потеряли огромные деньги.

Почему банки шли на такой риск? Чем больше риск, тем больше возможная прибыль. Они хотели много заработать, но все потеряли, не проявив необходимой осторожности…

Зачем вы пишете об экономике, а не о Торе? — предвижу я гневные протесты читателей. Сразу оговорюсь: материальное и духовное связано неразрывно.

«Все, что наказуемо в жизни, наказуемо также и в шахматах! — поведал мне как-то бывший чемпион России и США гроссмейстер Борис Гулько, отвечая на вопрос о том, как шахматы помогают ему лучше познавать Тору. — Например, легкомыслие и жадность наказуемы как в жизни, так и в шахматах. Для победы в шахматах нужно уметь жертвовать пешкой во имя позиции, а в жизни — жертвовать материальным во имя духовного».

«Как на небесах, так и на земле» — называется книга известного американского раввина, ребенком пережившего Холокост, рава Элиэзера Таубера. Этот чрезвычайно важный принцип мироздания позволяет нам лучше осознать связь духовного и материального.

«Вначале Всевышний сотворил небо и землю». С этих слов начинается Книга Книг, открывая нам великую тайну: небеса и земля неразрывно связаны с моментом Творения. Материальное на земле является не чем иным, как проекцией духовного не небесах. Так же связаны тело и душа человека. Мудрецы называют человека «маленьким миром», утверждая, что все, что мы находим во Вселенной, мы найдем и в человеке. У человека тоже есть «небеса» и «земля» — его душа и тело, которые неразрывно связаны. В мозгу человека, например, существуют области, связанные нервными окончаниями с различными органами. «Перед Всевышним трепещи, и заповеди Его соблюдай, ибо это — весь человек», — этими словами мудрый царь Соломон заканчивает «Экклезиаст».

Почему в соблюдении заповедей проявляется «весь человек»? Потому что каждая из 613 заповедей Торы связана с соответствующим ей органом тела.

Почему Судный день считается праздником? — удивляются многие.

«Радуйтесь в трепете!» — отвечал на этот вопрос царь Давид в своих псалмах. Чем больше трепещем мы в День Суда, анализируя себя и свое прошлое, тем более мы уверены в своем будущем. И потому радуемся.

Возможно, секрет того, что евреи являются народом вечности, в том, что раз в году мы напоминаем себе о необходимости задуматься о своей жизни, подвести итоги, судить, но не других, а себя! И те, кто обретают необходимый в жизни баланс, сочетая веру с осторожностью, могут радоваться и уверенно смотреть в будущее!


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…