Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сборник молитв, читаемых на праздники

Прямое значение слова — цикл, полный круг. Происходит от корня хазар — вернуться, повторить. Махзором называется сборник молитв, читаемых на праздники. Есть махзор на Рош-Ашана, Йом-Кипур и другие праздники. Раньше махзором назывался сидур, сборник ежедневных молитв, читаемых круглый год. Связано это с тем, что в те времена молитвы и благословения переписывались как дополнение к календарю.

Самый древний известный нам текст махзора был составлен в Византии и через несколько веков перепечатан в Венеции. Он почти ничем не отличается от тех махзоров, что ныне приняты у выходцев из европейских общин, ашкеназим.

Несколько слов о делении молитвенников на «ашкеназские» и «сефардские». В первых принят порядок и текст молитв, читаемых евреями, предки которых в своих блужданиях прошли через Германию и Северную Францию (по-еврейски Ашкеназ — это Германия). Минаг ашкеназ («ашкеназский обычай») распространился потом практически на всю Европу. Минаг сфарад принят в общинах выходцев из стран Азии и Северной Африки. Первыми его стали придерживаться испанские евреи (Сфарад — Испания), распространившие его по всему Средиземноморью и дальше, так что теперь «по-сефардски» молятся и «иракские» евреи, и «бухарские», и «грузинские» — с небольшими изменениями в тексте.

Строго говоря, среди «ашкеназских» молитвенников тоже есть различия, существуют традиции «польская», «немецкая» и др.

Считается, что деление на разные традиции восходит к двум вариантам произношения молитв — израильскому и вавилонскому, составленному в Бавеле (там же, где и Вавилонский Талмуд). Самый древний из дошедших до нас рукописный махзор был составлен равом Амрамом Гаоном в 875 году и переслан им из Бавеля в Испанию. Обычно минаг указывается на обложке и первой странице махзора или сидура.

Хасиды, выходцы из Восточной Европы пользуются молитвенниками, составленными на основе ашкеназской традиции, но с добавлениями, заимствованными из сидура традиции сефардской. На хасидских молитвенниках указано — нусах сфарад (нусах — вариант текста). На ашкеназских, но не-хасидских — нусах ашкеназ.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…