Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как милосердный Б-г может допустить возможность зла?

Как милосердный Б-г может допустить возможность зла в Своем мире, как бы Вы ни старались дать этому рациональное объяснение. И нельзя приписать свободной воле человека вину за существование зла. Почему Б-г допускает зло? Какая польза от него?

Мы не можем и не должны позволять себе анализировать мышление Ашема, но на определенном уровне можем попытаться понять Его мысли.

Ашем — Всемогущий и Милосердный — это непреложное правило. Он способен дать нам любое благо в любой миг и желает нам только добра. Но просто давать «благо», в конечном итоге не есть благо. Самый большой подарок, который можно сделать человеку, — это научить его действовать самостоятельно. Иными словами: самый большой дар — тот, который человек заслужил. Поэтому достойнее дать работу, чем благотворительное пособие. Здоровый человек хочет сам зарабатывать свой хлеб, и нет ничего более важного, чем позволить ему это сделать.

Ашем дает нам возможность заслужить Его доброту. (Это часть Его абсолютной доброты.) Если бы не она, то благо, данное им, не было бы настоящим. Мы бы походили на автоматы, которые, ничего не делая, лишь получают различные блага.

Механизм, с помощью которого Ашем дает нам возможность заслужить Его доброту, называется свободной волей. Через нее мы имеем возможность идти против воли Ашема и даже потерять наше благо. Но используя нашу волю для того, чтобы следовать воле Ашема, мы по-настоящему заслуживаем Его доброту. Воля лишь тогда свободна, когда существуют два полюса: добро и зло. Добро — синоним Ашема, и, следовательно, существует вечно. С другой стороны, зло — тоже создание Ашема. Оно создает потенцию свободы воли. Поэтому, хотя оно есть зло по определению, как инструмент Ашема для создания свободной воли, оно тоже всегда будет иметь жизненно важное значение в общем благе Творения.

Таким образом, первая польза зла в том, что оно дает возможность осуществить свободу воли.

Существует еще одна польза от зла. Свободная воля — это и возможность отказаться от собственного добра, добровольно предпочтя плохое хорошему. Реальная проблема возможности выбрать зло заключается в том, что в результате такого выбора мы постепенно становимся нечувствительны к дурному внутри и вокруг нас. Мы даже обретаем уверенность в том, что живем абсолютно правильно, тогда как в действительности это не так.

Яркий пример — нацизм. Гитлер и его клика абсолютно не считали себя злом, напротив, полагали, что оказывают человечеству величайшую услугу, уничтожая евреев и других «недочеловеков», расчищая путь «господствующей расе».

Все мы стараемся оправдать свои поступки в любой ситуации. В этом и состоит реальная опасность: вместо того, чтобы изменить свою жизнь и сделать ее по-настоящему правильной, доброй, мы принимаем зло за эталон, а потом разрабатываем философию или психологию, поддерживающую нас в этом. (Например: «Это не воровство, а свободное предпринимательство» или «Как у меня могут быть антисемитские взгляды, когда я сам — еврей?»)

Что есть истинное добро? Совершенно очевидно, что человек сам не может Ответить на этот Вопрос. Только Ашем в силах это сделать, иначе нравственные принципы одного человека послужат уничтожению другого человека.

Чтобы предотвратить ситуацию, когда выбор плохого настолько привычен, что человек становится нечувствителен к хорошему, Ашем создал зло — напоминание, своеобразный симптом начавшегося разложения в душе человека. Подобно физическому ощущению недомогания или голода, оно сигнализирует нам: что-то не в порядке, где-то мы (человек или группа людей) предпочли плохое хорошему. И тогда, словно боль, зло побуждает нас искать излечения и избрать хорошее вместо плохого.

Чтобы сделать выводы из изложенного, нужно выделить два назначения зла. Первое: склонность многих из нас предпочесть зло добру — это есть результат действия механизма свободной воли. Как уже было сказано, свободная воля колеблется между двумя противоборствующими силами. И способность выбрать хорошее, имея соблазн выбрать плохое, делает выбор первого более значительным.

Второе: даже если человек выбирает плохое, являющееся результатом зла, это побуждает душу, еще не совсем испорченную, воспротивиться злу. И когда человек устанет от зла до такой степени, что готов сопротивляться ему, оно превращается из негативной силы в позитивную. Как учит Гемара: «Тому, кто возвращается к Ашему из любви, не только прощаются его грехи, но они превращаются в заслуги!»129 Подразумевается, что грехи, ранее отделявшие человека от Ашема, теперь становятся средством достижения близости с Ним. Грехи превращаются в горючее, питающее огонь любви к Ашему.

Таким образом, зло — не уступка. Ашем может сделать все, что захочет. Он создал силы зла на благо нам.

Попробуем объяснить эту идею, используя слова мудрецов. Тора говорит, что после каждого дня Творения, за исключением второго, Ашем, оглядывал созданное и видел, что все это «хорошо». Но на шестой день формулировка изменяется: «Ашем увидел, что все было тов меод (очень хорошо)». Что же побудило Его произнести эти слова? Сотворение склонности ко злу!

Это кажется трудным для понимания. Однако каждый из нас рождается с двумя наклонностями: к добру и ко злу. Склонность к хорошему представлена в стихе словом тов (хорошо), в то время как противоположная представлена словом меод (очень). (Тов меод — термин, употребленный Ашемом в завершении шестого дня созидания, означает «очень хорошо».)

Из сказанного следует: назначение склонности ко злу в том, чтобы «хорошее» сделать «очень хорошим». Тов становится тов меод только благодаря сопротивлению склонности ко злу!

Поясним это на простом примере.

Представьте себе поливочный шланг. Если нужно полить дальний участок, то необходимы две противодействующие силы. Первая — большое давление воды. Вторая — наконечник, ограничивающий выход воды. Сильный напор при большом отверстии не даст возможности поливать на большое расстояние, но и маленькое отверстие при слабом давлении воды не приведут к желанному результату. Только комбинация сильного напора воды и маленького выпускного отверстия поможет решить проблему .

Чтобы наши действия обрели эффективность, необходимы две вещи: страстное стремление к хорошему и не менее страстное сопротивление ему.

Я не раз видел подтверждение этому. За короткое время люди достигали вершин добра, установленных Торой, становились безупречными образцами знаний и морального совершенства. Как и говорят Мудрецы:

«Даже праведники не могут стоять на том, же самом месте, что баалей тшува, преодолевающие зло и напасти для возвращения на путь добра»

Итак, именно возможность зла превращает тов в тов меод. Пока зло не преодолено, оно распространяется до тех пор, пока даже самые пассивные люди не смогут мириться с ним. И когда зло в конце концов отступает, раскрытие добра и его значимость премного возрастают.

В заключение позвольте высказать такую мысль. Еврейские слова адам (человек) и меод (которое, как мы говорили, означает «очень» и относится к склонности ко злу), пишутся теми же буквами, но в другом порядке (адам — алеф, далет, мем; меод — мем, алеф, далет). Подразумевается, что адам (человечество) — это поле битвы между склонностями к добру и злу. Другими словами, человек только тогда заслуживает звания «Человека», когда воюет со своей склонностью ко злу.

Зло — часть плана Ашема. Оно необходимо для того, чтобы его же преодолеть. Фактически победа над злом и окончательное его искоренение — это сущность человека.

С разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…