Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос:

В этой главе мы учим о законах шмиты. Земля Израиля должна отдыхать каждый седьмой год, а также каждый 50-ый год. Каково значение этих заповедей?

Ответ:

Вообще цикл шмиты подобен еженедельному циклу и намекает на семь дней создания. Семь дней недели соответствуют семь нижним Сфирам, и семи тысячам лет истории мира[1].

День

Создание

Сфира

События тысячелетия

1

Свет

Хесед

жизнь Адама

2

Разделение вод

Гевура

Великий Потоп и Вавилонская Башня

3

Земля и деревья

Тиферет

Дарование Торы и построение первого Храма

4

светила

Нецах

История двух Храмов

5

Морские животные

Ход

Долгое изгнание

6

животные и Адам

Йесод

продолжение изгнания, и в конце приход Машиаха

7

отдых

Малхут

вечный отдых

В первый день был создан свет. Соответствующее тысячелетие полно света, поскольку Адам был все еще жив, и люди еще не поклонялись идолам. Во второй день создания, не говорится «ки тов» (это было хорошо). Этот день соответствует Гевуре (суду). В течение одной тысячи лет люди заслужили уничтожения, и был послан Великий Потоп. Более поздние поколения не выучили свой урок, и они построили Вавилонскую Башню.

В третий день создания, Тора говорит «ки тов» дважды. В течение третьего тысячелетия, соответствующего Тиферет, Авраам и его семья начали изменять мир. В течение этого тысячелетия наша нация получила Тору, вошла в землю Израиля и построила Первый Храм. Этот Храм простоял 410 лет, в основном в течение следующего тысячелетия, соответствуя Сфире Нецах. Два светила, созданные в четвертый день — большое и малое соответствуют истории двух Храмов.

В пятый день были созданы рыбы. Люди в соответствующем тысячелетии стали как рыбы, едящие друг друга[2]. Исторически этот период вообще называют «Средневековьем». Это тысячелетие — время нашего изгнания. Соответствующая Сфира «Ход» — с левой стороны, и имеет те же буквы, как слово «болеет» (Дава[3]). Изгнание продолжается в начало шестого тысячелетия, соответствуя животным, созданным в начале шестого дня. Создание Адама соответствует времени Машиаха[4].

Заметьте параллель между первыми тремя днями создания и следующим тремя.

1

Свет

4

Светила

2

Вода

5

морские животные

3

деревья на земле

6

животные и люди на земле

В первый и четвертый дни, соответствуя Сфирам правой стороны Управления, был создан свет. Во второй и пятый дни — были созданы воды и их содержимое, супротив левой стороны Управления. Третий и шестой дни соответствуют середине, и в эти дни создавались суша и то, что на ней.

Согласно Рамбану (25:2), Рабейну Бахъе (25:8) и другим ранним Каббалистам, пятидесятилетний цикл юбилейных лет также намекает на 50 тысяч лет. Эти мудрецы имели традицию, что семилетние периоды истории мира должны повториться семь раз[5]. Очевидно, мы очень мало понимаем то, как исправления этих семилетних циклов относятся друг к другу и что случится в будущем. Мы будем ждать Машиаха и Элияху, которые объяснят этот вопрос вместе со всеми другими неуверенностями.


[1] См. Рамбан, Берешит 2:3; Вайикра 25:2. Шмита уподобляется Субботе и поэтому Тора настолько строга по отношению к Шмите, и наказывает ее несоблюдение изгнанием. После семи тысячи лет, мир будет обновлен и приготовлен к вечному состоянию (см. Талмуд, Санхедрин 97а). См. также Рамхаль, (Клах Питхе Хохма, 98) насчет того, что произойдет в следующие три тысячи лет.

[2] См. Талмуд, Авода Зара 4а.

[3] См. Зоар 3:243a.

[4] Слово «Адам» имеет первые буквы слов «Адам», «Давид», «Машиах» (см. например Рамхаль во введении к Тикуним Хадашим).

[5] Однако Аризаль не соглашается с этим. Тем не менее, Рав Цви Херш от Жидикова объясняет, что нет никакого спора между Аризалем и ранними Каббалистами. См. также ГР"А к Тикуней Зоар, Тикун 35 и 36, см. ГР"А к началу 36-ого Тикуна.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…