Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Последние сто пятьдесят лет еврейской истории характеризуются массовым отходом евреев от религиозной традиции.
 Последние сто пятьдесят лет еврейской истории характеризуются массовым отходом евреев от религиозной традиции. Если в XVIII веке еврейская диаспора в основном состояла из соблюдающих людей, руководство религиозной общины и раввины были незыблемыми авторитетами для евреев, то в этот период в Европе произошли глобальные изменения, повлиявшие на еврейские общины. В это непростое время: революций и Мировые войны, Катастрофа европейского еврейства и массовые миграции народов - основная масса евреев практически полностью отошла от Торы.
 
Несомненно, еврейская традиция продолжала существовать и довольно большие общины, насчитывающие десятки тысяч людей, беспрекословно следовали всем предписаниям Торы. Но вместе с тем в разных странах мира существовали миллионы евреев, забывающие традицию своего народа. Уже в 60-е годы XX века представление, что хотя религиозные евреи существуют, но современный человек, обычно светский уже не в первом поколении, не пойдет по их пути, царствовало практически повсеместно.
Однако в последние пятьдесят лет мы стали свидетелями больших перемен. В середине 70-х годов в израильской прессе начали появляться сообщения о сенсациях приобщения к Торе различных интересных людей. Одним из первых был Ика Исраэли, популярный художник из Тель-Авива, центральная фигура тогдашней богемы. Вдруг стало известно, что он проявляет интерес к ортодоксальному иудаизму. Тем из наших российских читателей, кто максимально отдален от Торы по образу жизни и по отсутствию представления о ней, будет трудно представить себе, какое удивление вызывало в Тель-Авиве тех лет подобное явление.
Еще одна большая сенсация такого рода - приобщение к Торе Ури Зоара. Он был самым известным деятелем телевидения, кино и эстрады. Спустя годы после того его возвращения к еврейской традиции, люди не могли поверить, что тот самый Ури Зоар, который высмеивал в своих интермедиях религию и религиозных, сейчас с огромной бородой сидит над книгами Талмуда. Если бы приобщение к Торе в те годы ограничилось двумя десятками интересных личностей, это не стало бы социально значимым явлением. Но за ними потянулись еще десятки и сотни. Об этом начали говорить как о колоссальной проблеме, угрожающей существованию светского государства Израиль. Я помню разговоры о скандальном спектакле, который назывался "Последний нерелигиозный". В нем рассказывалось о том, как все в Израиле стали религиозными. Во всей стране остался один светский человек, которого религиозные хотят заморозить, чтобы он сохранился как память о прошлом. Иногда при общении с родителями наших учащихся или со светскими спонсорами ешивы, я наталкиваюсь на глубокое непонимание сути тшувы, то есть внезапного "орелигиознивания" человека, еще вчера ничего не знавшего о еврейской традиции. Люди недоумевают: "Как это взрослый парень, которому уже 25-30 лет, а бывает и старше, в течение нескольких месяцев изменяет многое в своей жизни, а через год-два - это уже совершенно иная личность. Каков внутренний механизм этого процесса?" Один из вариантов стандартных ответов таков: религия, Тора, вера помогают в трудную минуту, вот у этого человека что-то стряслось, и он обратился к религии.
Сама жизнь опровергает подобный ход мысли. Ведь очень многие из тех, кто приблизился к Торе, преуспевающие люди: бизнесмены, деятели науки и культуры. Так что это объяснение несостоятельно.
Несомненно, разными бывают пути первого знакомства с Торой. Обычно это встреча с каким-то человеком. Бывает, что первым толчком является книга или стечение разных обстоятельств жизни. Можно обобщить мотивы, ведущие к религии, так. Человек, выросший вне Торы, обычно имеет о ней превратное представление, в корне отличное от того, что она представляет собой на самом деле. Когда же тот или иной человек при любых обстоятельствах касается сокровищницы Торы интеллектуально и эмоционально - она поражает его воображение, и он попадает в плен к этой истине, дарованной Творцом евреям. В наши дни возвращение к Торе становится нормой. Сегодня во всех диаспорах масса людей становится на путь соблюдения старой, хорошо забытой Торы. Рассказывают такую историю. Одна еврейская женщина в Нью-Йорке регулярно приходила в кашерную мясную лавку за покупками. При этом она всегда оправдывалась, чтоб берет мясо не для себя, а для пожилого папы. Позже, когда ее отец уже скончался, она все равно продолжала приходить покупать кашерное мясо, говоря: "Я беру такое мясо для сына". Так, стесняясь собственной религиозности, она кормила кашерным свою семью долгие годы. Поколение наших прапрадедов отошли от традиции в конце XIX - начале XX века, когда религиозные евреи получили возможность учиться. Науки и искусства поразили воображение еврейских юношей и девушек. Раввины и синагога, толстые потрепанные книги и длинные молитвы, как им казалось, потеряли смысл. А неожиданно открывшиеся знания наоборот предстали яркими и манящими, а главное, сильными и настоящими. Сегодня мы наблюдаем обратное. Студенты или аспиранты, люди искусства, врачи, бизнесмены и инженеры, потомки поколения Аскалы (просвещения - авт.), приходят в бейт-мидраш, чтобы открыть для себя мир прадедов, те колоссальные высоты духовности и интеллекта, который они никогда не увидели бы, оставшись у телеэкрана или монитора компьютера.
 
  "Мир Торы"

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…