Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранность евреев проявилась в даровании Торы на горе Синай

«Почему Б-г избрал евреев?»

В антисемитизме есть одна хорошая вещь: он выявляет плохих людей, — утверждает Э. Клейвен в статье «Почему Б-г избрал евреев», опубликованной в газете Los Angeles Times. — Конечно, в предрассудках нет ничего хорошего, но в антисемитизме есть нечто такое, что делает его надежным критерием аморальности. Евреи внесли огромный вклад в нравственный кодекс человечества, что, возможно, ненавидеть евреев значит, ненавидеть саму нравственность… Антисемитизм — хороший барометр наличия зла в человеке, и я склонен верить в то, что Б-г сделал евреев избранным народом, чтобы они служили своего рода «системой раннего предупреждения» безнравственности для всех остальных. Так что когда иранский президент Махмуд Ахмадинеджад заявляет, что «Холокост — это миф и что “Израиль нужно стереть с карты мира”, вы должны услышать громкую сирену, а под изображением Ахмадинеджада должна появиться бегущая строка: “Я аморальный безумец. Прекратите со мной всякие переговоры и уничтожьте мои ядерные объекты”. Природа антисемитизма не менее загадочна, чем удивительный факт существования вечного народа. Почему евреев ненавидели и преследовали повсюду со времен глубокой древности? Историки и философы народов мира пытались объяснить этот исторический феномен, выдвигая множество теорий. Впрочем, ни одна из них так и не выдержала испытания временем. Потому, вместо обсуждения всевозможных теорий “козлов отпущения”, давайте обратимся к еврейскому пониманию этого вопроса.

Избранность евреев проявилась в даровании Торы на горе Синай. Но что означает слово Синай? Наша традиция утверждает, что название горы Синай происходит от ивритского слова сина — ненависть. Из-за универсальных общечеловеческих законов морали, дарованных на горе Синай, и возникла ненависть к несущим эти ценности евреям.

В древности люди широко практиковали хорошо известную нам с советских времен политику “невмешательства во внутренние дела”. Вожди “империи зла” противились попыткам Запада навязать им соблюдение прав человека, гуманное отношение к собственным гражданам: не вмешивайтесь во внутренние дела другой страны, ведь у каждого народа свои законы, свои обычаи и традиции, свои боги. Например, в Спарте было принято сбрасывать со скалы новорожденного ребенка, если он казался родителям слабым. В Древнем мире вообще считалось, что родители вправе делать со своими детьми все что им хочется, в том числе и убивать их. У эскимосов был обычай убивать первенца — девочку, они хотели, чтобы первым ребенком был мальчик. В Японии больных и слабых родителей оставляли на горе, с которой те не могли спуститься, без еды и питья. Идолопоклонники уважали “обычаи” и “идолов” друг друга и не вмешивались во “внутренние дела” другой семьи или другого народа. У каждого — своя правда и свои законы. Евреи же провозгласили, что Б-г один: все равны перед законом. Убийца совершает преступление перед Б-гом вне зависимости от местных обычаев и законов. Сама идея еврейского монотеизма явилась величайшим вмешательством во внутренние дела других народов. Это было не агрессией, а моральным вызовом всем, кто творил зло, чувствуя себя “хорошим человеком”. С тех пор возненавидели евреев.

Гитлер не скрывал, что причиной его ненависти к евреям являлась “еврейская мораль”. “Единственная заповедь, в которую я верю, — это закон выживания сильнейшего. Сама природа даровала право сильному уничтожить или подчинить себе слабого. Единственным препятствием на пути реализации “нового мирового порядка” — гегемонии арийской расы — являются евреи с их моралью… Мы — варвары, это действительно так. Для нас (немецкого народа) это лучший титул. Я освобождаю человеческий род от понятия “душа”, навязанного нам деградирующей и лживой этикой. Евреи нанесли две раны человечеству: “обрезание тела” и “обрезание души” — понятие совести. Это еврейские изобретения. Война за управление миром идет только между нами, между двумя лагерями воинов — между немцами и евреями. Все остальное — иллюзия!” (А. Раушнинг, “Гитлер говорит”).

Не убей!

Что такое закон? Этот вопрос не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Конечно же, законы принимаются парламентами разных стран. Но являются ли законы условной договоренностью между людьми, или существуют общечеловеческие и универсальные законы, данные человеку? Например, почему запрещено убивать? Только потому, что люди договорились и приняли закон “не убей!”, или же существует незыблемое право человека на жизнь, закрепленное заповедью “не убей!”? “Какая нам разница, главное — результат: убийство запрещено”, — скажете вы. Что ж, если законы — результат условной договоренности между людьми, то наша мораль относительна, ее можно менять. Если же основные законы даны нам свыше, то мораль абсолютна, а моральные ценности вечны и незыблемы. В этом случае изменение вечного закона “не убей” даже “законным парламентским путем” явится преступлением по отношению к вечному и незыблемому.

Почему США являются сегодня единственной сверхдержавой мира? Благодаря развитой экономике, передовой науке, сильной армии? Прислушайтесь к словам президента Буша, которые он произнес в своей последней инаугурационной речи: “В свете американских идеалов свободы, прогресс общества зависит от честности и совести индивидуума… Человеческая личность строится в семьях, укрепляется общинами с эталонами морали и поддерживается в жизни нации истинами Синая… Каждое поколение американцев достигает прогресса благодаря тому, что вновь и вновь принимает все, что является добром и истиной. Эти идеалы правосудия и нормы поведения остаются незыблемыми вчера, сегодня и всегда”.

Вечное не менять!

“И вот законы…” — с этих слов начинается наша недельная глава, посвященная многим законам, регулирующим взаимоотношения между людьми. Предыдущая глава “Итро” повествовала о том, как Всевышний даровал Десять Заповедей на горе Синай. Почему наша недельная глава начинается с союза “и”? Раши поясняет: “Везде, где сказано “вот” (без союза “и”), это пресекает, ограничивает предыдущее (указывает на завершение одного отрывка и начало другого). Там же, где сказано “и вот”, — это прибавляет, присоединяет к предыдущему (указывает, что это является продолжением). В данном случае следует понимать: как предыдущие (Десять Заповедей) с Синая (от Всевышнего), так же и эти законы (морали) с Синая (от Всевышнего)”.

Без слова “и” мы могли бы подумать, что законы, регулирующие взаимоотношения между человеком и Всевышним, были дарованы на горе Синай, в то время как рациональные законы морали, регулирующие взаимоотношения между людьми, о которых идет речь в нашей недельной главе, являются плодом человеческой логики. Нет, утверждает Тора, как бы ни казались эти законы понятными и очевидными, они все равно дарованы свыше, они незыблемы и вечны, этими законами нельзя манипулировать. Вечное потому и является вечным, что его не нужно менять!

Английский историк Пол Джонсон закончил свой бестселлер “История евреев” следующими словами: “Один из способов подвести итог 4000 лет еврейской истории состоит в том, чтобы спросить себя: а что бы произошло с человеческим родом, если бы Авраам не был человеком великой мудрости, или если бы он оставался в Уре, придерживал свои идеи при себе, и никакого специфического еврейского народа не возникло? Несомненно, что мир без евреев отличался бы от нынешнего радикальнейшим образом. Конечно, вполне может быть, что человечество рано или поздно дошло бы до всех еврейских открытий. Но полной уверенности в этом нет. Все величайшие концептуальные открытия разума представляются нам очевидными и неизбежными, когда они уже сделаны; но необходимо присутствие гения, чтобы сформулировать их в первый раз.Евреи обладали этим даром. Им мы обязаны идеями: равенства перед законом как Б-жественным, так и человеческим; святости жизни и достоинства человеческой личности; индивидуального сознания и потому личного раскрепощения; коллективного сознания и вытекающей отсюда социальной ответственности; мира как абстрактного идеала и любви как фундамента справедливости, а также многими другими идеями, ставшими основой человеческой морали”.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…