Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Путь еврейского самовоспитания.

Несколько советов тому, кто борется с небрежностью

Простого желания превратиться в усердного слугу Б-га недостаточно. Ты должен проникнуть в свою душу гораздо глубже, должен найти методы и средства выкорчевать это свойство — небрежность — и насадить вместо него прилежность. Со всеми другими дурными качествами дело обстоит совершенно так же: недостаточно просто желать, чтобы это качество вдруг исчезло и сменилось хорошим, а нужно искать средства и разрабатывать методы. Ведь эти качества — не что иное, как болезнь тела и души, а больной ведь не может вылечиться, просто пожелав этого! Ему тоже придется искать подходящее лечение.

Итак, ты решил победить в себе лень и небрежность. Вспомни, что самый главный твой воспитатель — это ты сам, и постарайся отдать самому себе нужные приказы.

Прежде чем начинать любую работу, следует понять, сколько времени потребуется для ее выполнения. Прикажи себе, например, выучить лист Талмуда за час или повторить его за полчаса — но не больше. Перед выполнением каждого задания следует выставить перед собой четкое требование: «Я не буду лениться, я закончу задание именно за это время». А когда закончишь — убедись, что ты успел вовремя, и порадуйся этому. А если ты не успел — не по какой-то внешней причине, а просто из-за лени, — посильнее рассердись на себя и прикрикни: «Что это я себе позволяю? Как я мог полениться создать изученными мною словами Торы новый мир, как я мог позволить себе рассердить Творца?!». Поступи так несколько раз — и ты привыкнешь, и такое повеление станет для тебя естественным. И теперь каждый раз, когда ты начинаешь учиться, ты будешь чувствовать, что кто-то как будто подгоняет тебя и приговаривает: «Не ленись! Не отвлекайся на посторонние мысли!».

Когда юноша заметил в себе небрежность, ему не стоит браться за очень сложные темы, если он учится один, — даже если он уже в состоянии в них разобраться. Следует ограничиваться чем-то более простым, и для каждого нового задания определять себе время: за час выучить столько-то из Талмуда, за полчаса — столько-то из Танаха, и так далее. Дело в том, что, занимаясь сложными вопросами, невозможно установить себе четкие временные рамки: никто ведь не знает, сколько времени займут размышления! И, кроме этого, так гораздо труднее помешать себе отвлекаться на сторонние мысли. Но не следует совсем отказываться от углубленных размышлений над Торой. Ибо вся суть изучения Торы в том, чтобы всей душой погрузиться в глубины ее святости. И первый соблазн, который выставляет на пути ученика злое начало, состоит как раз в том, чтобы учиться поверхностно, не прикладывая усилий и не стараясь понять. Но приступать к этим размышлениям следует в присутствии раввина или хорошего товарища, с которым вы сможете помогать друг другу сосредоточиться и не лениться. А когда прилежность станет твоей второй натурой, ты сможешь отдаваться размышлениям и во время уединенных занятий.

Если ты уже закончил обучение в ешиве, и теперь время занятий не определяют для тебя ни раввин, ни директор, тебе нужно самому установить для себя обязательное время занятий. Начни с недолгих занятий, а когда увидишь, что несколько дней подряд исполняешь установленный урок, можешь немного его увеличить. Например, если ты начнешь с того, что за два часа будешь изучать лист Талмуда с Раши и Тосафот, рано или поздно ты обнаружишь, что сможешь добавить к своему заданию еще и Хумаш с Раши, не теряя в качестве изучения Талмуда. Просто твое постоянное прилежание приведет к тому, что учеба будет даваться тебе легче, и после изучения обязательного листа останется еще десять-пятнадцать минут на Хумаш. Так ты и будешь потихоньку прибавлять, пока весь твой день не окажется занятым Торой и служением.

Очень полезно записать свой распорядок дня на бумаге. Например, так: «Утром в такое-то время я встаю, в такое-то — я уже оделся, омыл руки, произнес Шма и благословения на Тору, и начинаю учиться до такого-то часа». И каждый день сверяйся со своим расписанием. Кстати, ученик ешивы, если только захочет, тоже сможет найти время для дополнительных занятий и изучать те разделы Торы, которые в ешиве не учат. Представь себе, сколько времени ты теряешь за обедом, а сколько — вечером, когда ты уже ушел из ешивы, но еще не спишь! Почему бы и отсюда не позаимствовать несколько минут для служения Б-гу?

Такие занятия, которые ты установишь для себя сам, будут очень полезны для воспитания характера, даже если ты еще находишься в ешиве, а уж тем более — если уже живешь самостоятельно. Если ты будешь строго следовать расписанию, то настолько привыкнешь к тому, что каждый час и каждая минута занятий безусловно обязательны, что если когда-нибудь не сможешь исполнить ежедневный урок, сам почувствуешь, что ограда твоего дня проломлена, а та страница Талмуда, которая осталась неизученной, с плачем обращается к тебе: «Почему ты меня оставил?!».

Каждое утро проверяй свое расписание и вспоминай, не забыл ли ты вчера чего-нибудь. Если же ты действительно увидишь, что нечто важное осталось неисполненным, тогда, если причиной была твоя лень и небрежность, ты должен расстроиться и озаботиться этим и сегодня же, сразу доделать все то, что не успел вчера. Но если ты не успел только потому, что изучал что-нибудь особенно сложное или слишком углубился в запутанную проблему, — не расстраивайся и не думай, что ты обязан сегодня выучить пропущенные вчера страницы! Ведь наш совет о постоянном количестве изученных листов в день касался только обычного изучения, без погружения, и относился только к такому человеку, который еще не изгнал из своей души небрежность. Вот ему действительно нужно строго соблюдать установленный дневной урок, чтобы не лениться и не тратить на каждую страницу больше времени, чем нужно. Но если человек учится с полной отдачей и задерживается только потому, что погружается в исследование Б-жественной речи, — благо ему и счастлив его удел! Это и есть то, что мы называем «изучением Торы», через которое еврей строит свою связь с Б-гом.

Если ты стал учиться именно так, тебе нужно теперь отвести время и на глубокое изучение, ставя в расписание только учебные часы, но не число листов. И не старайся за это время успеть побольше!

Может быть, ты опасаешься, что, привыкнув загружать себя работой, ты одновременно привыкнешь и обманывать самого себя и довольствоваться поверхностным пониманием, желая, во что бы то ни стало исполнить все, что запланировано. Запомни: чем больше ты заставляешь себя работать, тем больше крепнет в тебе желание действовать с полной отдачей, желание не просто много успевать, а еще и глубже и точнее понимать изученное. Собирайся с силами, призывай на помощь мужество — и рано или поздно ты станешь настоящим работником, который смело берется за самые тяжелые задания. А если ты не будешь все время напоминать себе об ответственном выполнении обязательств, то, наоборот, привыкнешь к лени, будешь успевать все меньше, и будешь заниматься без радости, без погружения и без настоящего понимания.

Запомни одно правило. Так же, как слепой никогда не станет видеть, а осел никогда не станет мудрецом, — так юноша, если не будет ставить себе задачи, никогда не станет проворным, разумным, свободным от долгов перед самим собой, прилежным и старательным. Да ты, наверное, и сам уже это чувствуешь. У небрежного душа дремлет, и нужно, чтобы кто-нибудь подтолкнул ее и побудил к деятельности. И как раз для такого толчка и нужен строгий распорядок, который не даст твоей душе опять погрузиться в сон, пока ты не выполнишь всего, что намечено. А раз необходимость работать уже пробудила твои душевные силы, их можно теперь направить и на углубленное изучение. Но если ты не впряжешься в работу, не установишь себе обязательного задания, твоя душа так и будет почивать и не сможет воспрянуть; твое учение будет бедным по количеству и негодным по качеству, и ни одну проблему ты не сможешь исследовать глубоко.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…