Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава «Ки таво» («…когда придешь в страну, которую Г‑сподь, твой Б-г, дает тебе в удел») начинается заповедью о принесении в Храм начатков (первых плодов урожая) семи видов растений,которыми славится Эрец-Исраэль. Далее следует приказ после перехода реки Ярден и вступления в Эрец-Исраэль произнести благословения на горе Гризим и проклятия на горе Эваль. Этим действием евреи подтвердят, что намерены хранить верность своему союзу с Всевышним. Большое место в главе занимает предсказание о том, как Всевышний будет отвечать на поведение Своего народа. Конкретно изложены благословения, которые получит народ, соблюдая заповеди Торы, и проклятия, которые будут посланы ему, если он сойдет с ее пути.

Рав Бенцион Зильбер

Евреям, живущим в Эрец-Исраэль, Тора предписывает ежегодно приносить в Храм долю от плодов, первыми созревших в их садах и на плантациях. Предписание это дано в нынешней недельной главе «Ки таво», а приношение называется бикурим (первинки). Первинки приносят не от всякого урожая, а только от семи видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль (перечислены они в главе «Экев» книги «Дварим»).

Первинки приносили на протяжении всего периода от Шавуот до Суккот и, по-видимому, как-то координировали время, когда кому прийти.

Мишна «Бикурим» описывает церемонию приношения чуть ли не с момента выхода из дому.

Плоды укладывают в корзины, ставят на повозку, в которую впрягают быка. Бык идет впереди процессии. Рога у него позолочены, голова украшена венком из ветвей оливы. Перед быком идет музыкант, играющий на дудочке, которая называется халиль.

Процессия торжественно движется к Иерусалиму. Приблизившись к городу, ее участники посылают сообщить, что прибыли люди из такого-то места, и в ожидании встречи украшают и раскладывают свои бикурим. Навстречу пришедшим выходят разные важные лица, все вступают в город. Ремесленники, работающие на улицах и в мастерских, встают перед ними, приветствуют их, расспрашивают о делах.

Подойдя к Храмовой горе, прибывшие берут свои корзины на плечи (так поступает даже царь, указывает мишна), а в Храме снимают с плеч и, вместе с коэном держа за края, поднимают, ставят возле жертвенника, кланяются и уходят.

Во время этой процедуры человек, приносящий бикурим, произносит текст, который приведен в нашей главе:

«Заявляю ныне Г-споду, Б-гу твоему, что я пришел на землю, которую Г‑сподь клялся отцам нашим дать нам» (Дварим, 26:3).

И дальше: «Арамеец (Лаван) хотел гибели отца моего, а (затем) тот спустился в Египет… И творили нам зло египтяне, и истязали нас, и обременяли нас тяжкой работой… И вывел нас Г‑сподь из Египта… И привел нас на это место, и дал нам эту землю, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот я принес первые плоды земли, которую Ты дал мне, Г-сподь!» (26:5, 6, 8-10).

Мой отец и наставник, благословенна его память, Рав Ицхак Зильбер в «Беседах о Торе» говорит: «Мы перечисляем здесь все беды, из которых выручил нас Всевышний, прежде чем наш народ оказался в обещанной ему стране, радуемся тому, что мы наконец на своей земле, и признаем свой долг благодарности Б‑гу, Который добр и милостив к нам».

ПОЧЕМУ ДВАЖДЫ?

Из книги рава Ицхака Зильбера «Пламя не спалит тебя»

«Возникает вопрос: почему предсказание об изгнании евреев из Эрец-Исраэль содержится двух местах Торы — в 26-й главе книги Вайикра и в 28‑ой главе книги Дварим? Рамбан отвечает на этот вопрос так: речь идет о двух изгнаниях. Вайикра предсказывает изгнание евреев вавилонянами, а Дварим — римлянами.

Интересно, что число слов, повествующих о первом изгнании в книге Вайикра, — 390 (начиная со слов веим ло тишмеу ли и до веэт хукотай гала нафшам — Вайикра, 26:14-43). 390 лет, как мы помним, грешил Израиль, за что и был наказан. В Торе упоминается о служении идолам: »...и разрушу солнечные кумирни ваши...» (Вайикра, 26:30). Во времена Второго Храма, как нам известно, идолопоклонства среди евреев не было.

А вот как описывает Тора грядущее завоевание Страны Израиля римлянами: «Пришелец, который [поселится] среди вас, будет возвышаться над тобою [все] выше и выше, а ты станешь опускаться [все] ниже и ниже» (Дварим, 28:43). И что же? Римские чиновники, поселившиеся в Эрец-Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Подобно всем другим пророчествам исполнилось и это.

«Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит [этот] народ, языка которого ты не поймешь» (Дварим, 28:49). И тут речь идет о римлянах — народе, жившем далеко от Эрец-Исраэль, народе, чьим символом был орел, народе, языка которого евреи не знали. Изгнание же десяти колен Израиля Ассирией и евреев Иудеи Вавилоном было осуществлено народами, близкими географически, народами, чьи языки были знакомы нашим предкам. Здесь же говорится о народе »...наглом, который не уважит старика и юношу не пощадит. И съест он приплод скота твоего и плоды земли твоей, пока не разорит тебя и не оставит тебе ни зерна, ни вина, ни оливкового масла, ни приплода овец твоих, — пока не погубит тебя [...] И вытеснит он тебя из всех городов твоих по всей твоей стране, которую даст тебе Г-сподь, Б-г твой...» (Дварим, 28:50—52).»

««И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли», предсказывает Тора (Дварим, 28-64). До самого последнего времени это пророчество исполнялось лишь частично: в основной своей массе евреи жили в странах Африки, Азии и Европы. И лишь в XX веке, спасаясь от фашизма, евреи проникли в самые отдаленные уголки планеты: в Австралию, Новую Зеландию, Океанию...»

«Диву даешься, с какой точностью все предсказанное в Торе исполнилось и продолжает исполняться до сих пор; и длится это не год, не десять лет и даже не столетие (что можно было бы попытаться объяснить случайным совпадением), 1900 лет!»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…