Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
9-го ияра 5765 года Мойше Паранский покинул этот мир, чтобы предстать перед Небесным Троном. «Простой» еврей, человек большой, глубокой веры, добрый человек, который молился о благополучии десятков людей и читал Кадиш, сдается, за полмира и, в особенности за тех, по кому никто не говорит Кадиша.

Моше ПаранскийМойше Паранский появился в нашей ешиве – хайфском филиале «Швут Ами» – летом 1991 года. Оле хадаш из Киева, желающий познакомиться с еврейством. После короткой беседы-знакомства Мойше присоединился к нашей компании и начал осваивать азы еврейской мудрости.

 

Он возвращался к Торе с восторгом и упоением, как возвращаются в родной дом после многолетнего отсутствия. С неиссякающим радостным удивлением он обживал этот свой новый-старый «еврейский дом»: как здорово произносить благословения, надеть кипу и цицит, какое это чудо, когда черточки и закорючки вдруг складываются в узнаваемый стих Пятикнижия! Оказалось, что «еврейский дом» скроен по мерке всех и каждого из нас: Тора сама удивительно соответствует строю нашего мышления, а заповеди – разным аспектам души.

 

Мойше Паранский очень быстро проскочил известную стадию начальных вопросов (Тора и наука, возраст Вселенной, Где был Б-г…), которой все мы заплатили ту или иную дань. Даже если мы не знаем всех ответов, не беда! Всевышний рядом с нами! Здесь, в Израиле, Он еще ближе к нам, чем где бы то ни было. И мы можем говорить с Ним по-родственному на языке Торы и ее заповедей!

 

Учение давалось тяжело. А может ли быть иначе, когда вы знакомитесь с еврейским алфавитом в возрасте пятидесяти лет?! Но Мойше упорно продвигался вперед, и светился радостью от каждой своей маленькой победы. Это качество оптимиста – искренне радоваться даже самому скромному успеху и не отчаиваться при неудачах – помогло ему сделаться постепенно настоящим «бен Тора» (человеком Торы).

 

Конечно, если мерить в абсолютных единицах, любой ешиботник и даже многие ученики талмуд-тора превосходят Мойше Паранского (да и многих более молодых и титулованных баалей-тшува) по объему изученного материала. Наверное, мне известно лучше других, сколько раз Мойше приступал к изучению Гемары и как тяжело она ему давалась. Но в относительных единицах Истины (лефум цаара агра) он добился выдающегося успеха. Он хорошо ориентировался в Хумаше и в Кицур шульхан арухе, но более всего его душа прикипела к Теилим и Сидуру. С ними он попросту не расставался и не только часто цитировал, но старался выверять свои поступки по их высоким еврейским меркам.

 

Десятки, а может быть сотни людей обязаны Мойше Паранскому своим знакомством с еврейской молитвой и с возвышенным строем песен царя Давида. Несколько лет Мойше продавал книги в одном из хайфских магазинов, и все эти годы, проходя мимо этого магазина, мы видели внутри новые и новые лица евреев, которые, наставляемые Мойше, в первый раз произнесли благословение, в первый раз сказали Шма, в первый раз в трудную минуту обратились к Б-гу с молитвой.

 

Да, он не являлся эрудитом-знатоком еврейских книг, и, тем не менее, он сделался настоящим «бен Тора», поскольку постепенно возвысился до того уровня, когда все поступки человека поверяются верой и требованием Б-га.

 

Еврейские мудрецы говорят, что истинная значимость поступков человека проверяется перед лицом смерти. В последние месяцы и недели жизни Мойше Паранского мы смогли убедиться, что его духовные достижения – самой высокой пробы. Когда опасное течение его болезни стало очевидным, он отреагировал на это, как подобает настоящему еврею. А именно, не переставая делать все возможное для своего исцеления, он одновременно, готовил себя к «сдаче дел», к переходу в иной мир. И в этом не было ни следов страха и паники. Учение Торы стало частью существа Мойше, вошло в его сердце, которое знало наверное, что человек обязан принять меры для достижения цели земными путями и не переставать молиться об исцелении, но, наряду с этим, быть готовым внутренне принять любое решение Небес.

 

9-го ияра 5765 года Мойше Паранский покинул этот мир, чтобы предстать перед Небесным Троном. «Простой» еврей, человек большой, глубокой веры, добрый человек, который молился о благополучии десятков людей и читал Кадиш, сдается, за полмира и, в особенности за тех, по кому никто не говорит Кадиша.

 

Многие годы Мойше Паранский мечтал о переезде в Йерушалаим и часто говорил с нами об этом. Почему же он не переехал, ведь он не был привязан к Хайфе ни работой, ни квартирой, ни родственными связями? Я думаю потому, что он любил нас, любил нашу маленькую общину своих друзей и учеников. Сердце свое он разделил с нами, с теми, к кому на улицах еврейского Адара (район Хайфы) он обращался с неизменным: «Вам помочь?»

 

Всевышний и на этот раз услышал его молитвы, и Мойше удостоился погребения в Йерушалаиме, в том самом месте, с которого открывается вид на Иудейские горы и на новые районы столицы.

Чтобы при воскрешении мертвых сразу оказаться в центре событий.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…