Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Через какое время после мясной трапезы можно приступить к молочной? Почему так долго?

Согласно закону, сформулированному в Талмуде, тот, кто ел мясо, может приступить к молочной трапезе только по прошествии шести часов, начиная с того момента, когда он закончил есть мясо. Комментаторы Талмуда приводят два таких довода:

  • 1. Обычно кусочки мяса застревают между зубами, поэтому во рту может образоваться смесь мясного с молочным. Однако через шесть часов мясо под действием слюны достаточно разложилось, и им можно пренебречь.
  • 2. В мясе содержится много жиров, они прилипают к небу и деснам, так что в течение нескольких часов во рту еще остается мясной привкус. Все это время есть молочное нельзя.

На практике, прежде чем приступить к молочному, следует подождать шесть часов после любого мясного блюда, даже если самого мяса в тарелке не было, например, после мясного бульона или после картофеля, сваренного с мясом, и т.п. Но это еще не все. Даже выдержав положенное время, прежде чем сесть за молочный стол, надо соблюсти два требования: закончить предыдущую трапезу (в которую входило мясное блюдо) и произнести благословение после еды. Дело в том, что мясные и молочные блюда нельзя смешивать не только на одном столе, но и в одной трапезе. Поэтому если прошло шесть часов с того момента, как мы последний раз ели мясное, но трапеза все еще продолжается, то надо ее завершить, если мы хотим подать молочные блюда — и только затем можно заново сервировать стол.

Если во время приготовления мясного блюда хозяйка пробовала его на вкус, не жуя и не глотая, то она не обязана ждать шести часов, поскольку здесь нет ни одной из двух вышеуказанных причин.

После парвеных блюд, сваренных в мясной посуде (даже если в ней в течение последних суток варили мясо), можно сразу есть молочное и не нужно ждать шесть часов. Точно так же тому, кто ел мясо, можно сразу вслед за ним есть парвеные блюда, сваренные в молочной посуде (главное — не забывать, что вместе их есть нельзя! См. выше, ч.6). Исключением из этого послабления является острая пища, сваренная в молочной посуде (см. ч.7), — ее можно есть только через шесть часов.

Тот, кто по прошествии некоторого времени обнаружил застрявшее между зубов мясо, должен тщательно прополоскать рот, прежде чем есть молочное, но заново начинать отсчет новых шести часов не надо. Так же нет обязанности специально проверять зубы перед молочной трапезой.

Тот, кто не уверен, прошло ли шесть часов после мясного обеда, может положиться на мнение законодателей, разрешающих в подобном случае есть молочное.

Больные, которым необходимо пить молоко, могут его пить уже через час после мясной трапезы, но при непременном соблюдении трех условий: они успели произнести благословение после той трапезы, съели что-нибудь парве-ное и тщательно прополоскали рот до того, как принялись за молоко.

Совсем маленьким детям, которым необходимо молоко по возрасту, можно давать его и меньше чем через час после мяса; более взрослым детям — как и больным, по необходимости; однако дети старше 9 лет должны выдерживать полных шесть часов.

Все это относительно молока после мяса. Что касается мяса после молока, то по закону Талмуда после молочной трапезы можно есть мясо сразу без промедления только тому, кто:

  • съел какой-нибудь парвеный продукт из таких, что не прилипают к небу, а затем тщательно прополоскал рот (или выпил какой-нибудь напиток);
  • удостоверился, что руки чистые и на них не осталось следов от молочного (а еще лучше — вымыл их).

     

    Таков закон Талмуда. Однако существует обычай не есть молочное и мясное в одной трапезе и в один час. Поэтому многие стараются произнести благословение после еды и не садиться за мясной стол раньше чем через полчаса-час.

    (Заговорив об обычаях, уместно заметить, что у евреев не принято есть рыбу вместе с мясом. Тот, кто ел рыбное блюдо и намерен перейти к мясному, должен поменять тарелку и вилку, съесть какой-нибудь нейтральный продукт, прополоскать рот или выпить что-нибудь и удостовериться в чистоте рук. Ждать не надо ни минуты.)

    Причина, по которой после молочных продуктов не требуется перерыв в шесть часов, заключается в том, что эти продукты не застревают между зубами и не прилипают к небу. Исключением являются твердые (не «плавленые») сыры с высоким содержанием жира. После них нужно подождать шесть часов точно так же, как и после мясных продуктов.


Читайте:
тема Мясное и молочное
тема Кашрут — кошерное и некошерное


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…