Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У зеркала два лица 26. Часть III. Чужие недостатки. 1. Постарайтесь увидеть достоинства в окружающих

Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Для того, чтобы избавиться от недостатка, нужно поступать в манере, противоположной порочному поведению

А) Сосредоточьте своё внимание на достоинствах всех, с кем встречаетесь на жизненном пути, и уважайте людей за эти их добродетели(Ohr Yechezkail, michtavim, p.195).

Постарайтесь выработать привычку отзываться положительно о каждом человеке (Tomar Dvarah, ch.2).

Б) Как только вы начинаете думать о чьих-либо недостатках, сделайте над собой усилие и немедленно начните думать о достоинствах этого человека. Постарайтесь зрительно представить себе его хорошие качества и те добрые дела, что он совершил. Это особенно важно, когда вы начинаете злиться на кого-нибудь или вовлекаетесь в перебранку (Rabbi Reuven Dov Dessler; Tnuat Hamussar, vol.5, p.180).

В) Одной из причин почему неучтиво отзываться уничижительно о ком-либо, является то, что такие разговоры показывают отсутствие понимания положительных аспектов в человеке, о котором злословите. Зная о добрых качествах человека, вы бы не фиксировали внимание на его недочётах (Ohr Yohail, vol.3, p.121).

Г) Если всё время обращать внимание на чьи-то недостатки, можно проглядеть возможность увидеть хорошее в этих людях. Но, сосредоточив своё внимание на положительных свойствах, можно будет использовать их в качестве примера для подражания, что даст вам возможность самому стать лучше (Rabbi Yitzchak Blauser, Kochvai Ohr, p.156).

Д) Приучайте себя находить даже самые незначительные положительные качества и достоинства в окружающих (Cheshbon Hanefesh, no.89).

И даже если у человека имеется множество недостатков, старайтесь найти в нём хорошее (Chochmah Umussar, vol.2, p.195).

Рабби Гершон Хенох из Радзина говорил, что если кто-то находит негатив у другого, то даже вынужденное выслушивание таких придирок позволяет увидеть в них положительное. Например, если кто-то жалуется, что некто разговаривает в то время, когда хазан в синагоге ведёт молитву, мы можем сделать вывод, что этот человек посещает синагогу (Otzer Pisgamim Vesichot, vol.2, p.11).

Е) Для того, чтобы избавиться от недостатка, нужно поступать в манере, противоположной порочному поведению. Поэтому, если вы привыкли замечать в людях, с которыми сталкиваетесь, одни недостатки, приложи́те особые усилия, сойдите с привычного пути и постарайтесь в каждом встреченном вами человеке найти достоинства. «Этот человек достиг того-то и того-то», «Тот человек сумел преодолеть в себе такое-то препятствие». Аналогичным образом, если кто-то делится с вами размышлениями, касающимися вопросов Торы, постарайтесь найти в его мыслях аспекты, которыми сможете восхищаться (Maarchai Laiv, p.91).

Ж) Рассказывают об одном из благочестивых людей, которому случилось раз пройти мимо дурно пахнущего мёртвого пса. Ученики его сказали: «Насколько же зловонна эта падаль!». А он ответил им: «Насколько же белы её зубы!». И они пожалели о том, чтó сказали об этой падали прежде. Но если предосудительно говорить плохо о мёртвом псе, то насколько же предосудительно говорить так о живом человеке! И если это хорошо и правильно — похвалить мёртвого пса за его белые зубы, то насколько же велика наша обязанность хорошо отoзваться о человеке, одарённом разумом и пониманием! Тот праведник наставлял учеников, чтобы они не приучали свой язык говорить дурное, а вместо этого приучались говорить хорошее, и чтобы всё это сделалось частью их натуры (Chovot Halevavot 6:6).

З) Спросили одного из мудрецов: — Как ты удостоился стать духовным лидером своего поколения?

Он ответил: «Я не встречал ни одного из них (людей своего поколения), в ком не увидел бы превосходства надо мной самим. Если он превосходил меня в мудрости, я говорил себе: — Он [также] и Б-га боится больше меня — из-за своего превосходства в мудрости. Если же он уступал мне в мудрости, я говорил себе, что его грехи будут весить меньше моих в день суда, ибо я преступаю закон злоумышленно, а он — по незнанию. Если он был старше меня летами, я говорил: — Его заслуги больше моих, так как он раньше меня пришёл в это мир. Eсли же он был моложе, я говорил, что у него грехов меньше, чем у меня. Если же он равен был мне и по возрасту и по мудрости, я говорил, что, быть может, его сердце перед Б-гом лучше, чем моё, ведь я знаю мои грехи, совершённые доныне, а его грехов не знаю. Если он был богаче меня, я говорил, что, благодаря своему богатству, он мог лучше меня служить Творцу, делать больше добрых дел и помогать бедным. Если же он был беднее меня, то я говорил, что он подавлен духом и скромен более меня из-за своей бедности, и тем он лучше меня. И я не отступал от того, чтобы оказывать всем уважение и смиряться перед ними» (Chovot Halevavot 6:10).

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…