Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подобно тому, как телесная оболочка человека слилась в непостижимом синтезе с его душой, и лишь смерть способна разрушить эту связь, так и во всём мире произошло взаимопроникновение духовного и материального.

Ощущение наготы было первым импульсом в бесконечной цепочке зависимости человека от материального мира. Новоявленная зависимость вынудила Адама и Хаву отправиться туда, где царила материя. К этим, неведомым прежде заботам, добавились ещё: для женщины — муки, связанные с беременностью и родами,[1] а для мужчины — необходимость добывать средства к существованию. Каждое достижение отныне потребует от человека огромных усилий.[2]

Изменился характер отношений между Адамом и Хавой. Если раньше Хава проявляла признаки власти над своим супругом, то теперь всё стало иначе — к женской сути добавилось неистребимое влечение к мужчине. Отныне она будет вынуждена подчиняться ему и в значительной мере лишится собственной независимости.[3]

В новой складывающейся ситуации дополнительные тяготы были необходимы.

Превратив проступком свой внутренний мир в клубок противоречий, в арену битвы добра и зла, человек подверг себя постоянной опасности склониться к злу. Новоявленные трудности, прежде всего, предназначались тормозить эту склонность, направлять лишнюю энергию на борьбу за существование. Но ещё — они неизменно напоминали Человеку, что оставшиеся силы следует посвятить исправлению.[4]

Тогда же случилась ещё одна вещь. Окружающий мир, изначально готовый удовлетворить все потребности человека, также претерпел изменения. Природа обрела свойство более скупо и неохотно отвечать на усилия людей. Земля теперь меньше и тяжелей производила плоды, пригодные в пищу, и это было существенным изменением её первоначальных свойств.[5]

Подобно тому, как телесная оболочка человека слилась в непостижимом синтезе с его душой, и лишь смерть способна разрушить эту связь, так и во всём мире произошло взаимопроникновение духовного и материального. Мир стал другим, более приземлённым и неустроенным.

Если в Ган Эдене, чтобы насытиться, достаточно было нескольких зёрен пшеницы, обладавших повышенной питательностью и не требовавших дополнительной обработки, то во внешнем мире всё оказалось по-другому. Чтобы добыть пищу, способную насыщать, нужно было вырастить урожай, собрать его, превратить зёрна в муку, муку — в тесто, а уж из него испечь хлеб, ставший основным продуктом питания. Такое положение вещей служило на благо человеку, необходимость заботиться о пропитании помогало сдерживать дурные свойства и тормозило духовную порчу. Недаром работу по выращиванию и выпечке хлеба равняют духовной работе.[6]

В этот знаменательный час, почувствовав своё новоявленное несовершенство, человеческая пара сделала первый шаг к той деятельности, что станет прелюдией всех производственных и творческих процессов будущего — они сшили себе из огромных листьев инжира некое подобие набедренной повязки. Это ещё не была одежда, как таковая, но это был шаг, знаменующий начало практической жизни в материальном мире.[7]

Следует отметить, что проступки первых поколений людей, начиная с Адама и его жены, не диктовались стремлением восстать против Творца или отрицать Его существование. Причина их проступка состояла в абсолютном непонимании последствий греха. У людей просто отсутствовал в этом опыт. Неведомы им были и такие понятия, как ответственность за грех, умение бороться с дурным влечением. Всё это появилось позже.

Красота мира, полного чудесных творений, радость познания нового, стремление к перемене жизненного уклада — вот что является главным стимулом и причиной духовных потрясений человека, как теперь, так и тогда.

Но для первых людей это было особенно захватывающе, поскольку их свежий взгляд на мир дал им ясно понять, что всё созданное в мире существует лишь для их блага и наслаждения.[8]

В десятом часу шестого дня, Адам и Хава, нарушившие свою первую заповедь, были вынуждены покинуть пределы Ган Эдена. Это положило начало процессу, который мы называем всемирной историей. Основной её принцип — свободный выбор человеком своих поступков, хороших или дурных, и, соответственно, воздаяние за этот выбор.

Попробовав плоды с дерева Знания Добра и Зла, Адам и Хава впустили в себя стремление к злу прежде, чем достигли уровня, который бы позволил им эффективно противостоять новой реальности. Если бы дождались наступления Седьмого дня — Шабата, до которого оставалось меньше двух часов, дурное начало уже не имело бы силы завладеть ими. Но теперь их материальная составляющая возобладала, и Ган Эден больше не мог быть их обиталищем. [9]

Оставался лишь технический вопрос — как их выманить из Ган Эдена? Ведь знал Творец, если скажет людям, что изгоняет их, ни за что не согласятся уйти и предпочтут умереть, но остаться. Но мир без людей существовать уже не мог. И тогда Творец приказал человеку выйти наружу, чтобы поработать некоторое время на земле, из праха которой взят, то есть, как бы расширил обязанности Адама и его жены, добавив к обязанности ухаживать за Ган Эденом обязанность работать на земле. Человек и его жена смиренно покинули Ган Эден, надеясь вскоре вернуться. Но, выйдя в этот мир, они обнаружили, что обратного пути нет. Ворота захлопнулись.[10] Вместе с Адамом и Хавой, за пределами Ган Эдена оказались и все другие твари, а также имущество и шатры.[11] Единственное, что могло утешить изгнанников — место, с которого они начали свою жизнь на земле — была гора Мориа, где в будущем воздвигнут Бейт а-Микдаш, и откуда когда-нибудь ворота в Ган Эден отворятся снова.[12]


[1] Бавли, Ирувин,100

[2] Маараль

[3] Берешит Рабо, 20

[4] Даат Софрим

[5] Рамбан

[6] Даат Софрим.

[7] Мальбим, Берешит,3,7

[8] Даат Софрим

[9] Даат Софрим

[10] Толдот Ицхак, Берейшит, 3, 23

[11] Рокеах

[12] Мидраш а-Гадоль


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…