Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пусть человек всегда будет утонченным в трепете! (Брахот 17а)

Дурное побуждение — это особый ангел, чья единственная задача — привести человека к греху. Оно — такое же, как все другие создания в этом мире, и, подобно им всем, провозглашает, сообщает и доказывает, какое великое добро Всевышний вложил во все творения. Наш праотец Авраам убедился в существовании Творца, найдя этому доказательства во всем мироздании. Он увидел величественный дворец и пришел к умозаключению, что в нем, несомненно, должен быть Царь. Ведь каждое творение служит живым свидетельством существования его Создателя. А значит, безусловно, есть некая цель, ради которой оно появилось на свет, ведь не без причины его сотворил Всевышний. А раз есть цель — она непременно состоит в достижении блага, ибо Творец — Источник всего добра. Таким образом, мы приходим к выводу, что дурное побуждение самим своим существованием доказывает, что основа всего Творения — добро. Злое начало, предназначенное для разрушения, свидетельствует о том, что добро — центральная точка всего мироздания, цель Творения. Вот какой парадокс: две противоположности в одном целом: дурное побуждение — оно же и доброе. Ведь, как и доброе побуждение, оно тоже всеми возможными способами подтверждает и доказывает, что в мире есть только благо.

И в действительности в этом нет никакого противоречия. По сути — это самое великое истинное единство, какое только может быть в мироздании. Злое начало — это не влияние, противодействующее доброму побуждению, а ангельская сила, прокладывающая путь для благих дел доброго побуждения, делающая их еще мощнее и величественнее. Ведь что такое злое начало? — Умение обманывать, приукрашивать зло и выдавать его за истинное благо, а добро представлять в отрицательном свете, как будто оно является недостатком. И в этих обманчивых маскарадных костюмах человеку предлагается на выбор и добро, и зло. Здесь-то и начинается его испытание: провести глубокое исследование и вскрыть ложь злого начала. Необходимо добиться того, чтобы его разумение распознало и победило хитрость дурного побуждения — «Пусть человек всегда будет утонченным в трепете!»[1]

И вот нам вывод: дурное побуждение наделено большими способностями, чем сама мудрость, природа которой определяется с ее сотворения. Сверхъестественная хитрость злого начала, позволяющая скрыть мудрость и представить добро злом, а зло — добром, возвышается над природой, изменяет в глазах людей сотворенный мир и формирует их воззрения. Название этой способности — «дурное побуждение». Но человек должен превозмочь его, победить и сорвать с него завесу обмана… И в результате утвердится подлинная мудрость, ясно различающая между добром и злом, в соответствии с замыслом Всевышнего, Который внес в мир видение истины.

Вот мы видим три уровня: мудрость, дурное побуждение и человек. Чистая мудрость — это сущностное добро. Второй уровень мудрости, возвышающийся над первым, — это сила дурного побуждения, способная исказить видение. А третий уровень мудрости, возвышающийся над двумя первыми, — это величие человека, способного сокрушить замысел дурного побуждения и освободить мудрость от завесы лжи.

Ясно, что понятия вечной Торы, выраженные в форме запретов и повелений и предназначенные для множества поколений и бесконечного времени, включают в себя все возможные ситуации и указания. И наш разум обязывает нас исследовать и обнаруживать их истинное содержание, насколько оно раскрывается перед нами в словах мудрецов Талмуда и учителей прежних поколений.

Рассмотрим, например, понятие убийства, заложенное в речении: «Не убей»[2]. В самом буквальном смысле это означает запрет на лишение жизни человека, наказанием за которое служит казнь по приговору земного суда. Аналогично этому надо понимать и суть запретов: «Не прелюбодействуй»[3], «Не кради»[4] и так далее. Однако сердце удивляется этому и отказывается принять такое толкование. И хотя эти речения предназначены для многих поколений, впервые они были непосредственно обращены в пустыне Синай к поколению Знания, к пророкам, о которых сказано: «Видела рабыня на море то, чего не видел пророк Йехезкель, сын Бузи!»[5] И чтобы сообщить им Свои Десять речений, Всевышний открылся им Сам, а не содеял это через посланника. Ясно, что эти заповеди непременно содержат в себе самые возвышенные, утонченные и духовные понятия, подобающие величию Того, Кто их изрек, и вознесенности тех, к кому они обращены. А нам почему-то кажется, что здесь имеются в виду самые простые запреты на разнузданные и дикие поступки: убийство, прелюбодеяние, воровство и прочее…

Поэтому необходимо понять, что Б-жественные речения несомненно включают в себя различные аспекты и уровни понятий, лишь косвенно напоминающие убийство, прелюбодеяние и другие грехи в их прямом смысле.

Ясно, что Моше рабейну воспринимал понятие «убийство» совсем иначе, чем заурядная личность нашего времени. Из слов мудрецов Талмуда мы знаем: «Публично оскорбивший человека как будто пролил его кровь, поскольку кровь отливает от лица и оно бледнеет»[6]. Наши мудрецы ясно определили: они рассматривают такой поступок как самое настоящее видимое глазу убийство — пролитие крови! Это наставление можно воспринять, только находясь на очень высокой ступени осознания греха, настолько вознесенной, чтобы и в унижении человека видеть убийство. Но даже если и не осознавать этого так ясно — все равно этот поступок отвратителен: ведь человек позорит ближнего и причиняет ему боль!

Но еще более очевидное свидетельство того, как глубоко необходимо осознавать грех, мы находим в словах наших учителей: «Раббан Шимон Бен Гамлиэль (глава Израиля) и рабби Ишмаэль (первосвященник) были среди “десяти казненных царством”, которых предал мученической смерти нечестивый Рим. Рабби Ишмаэль начал плакать… Он произнес: “Я плачу о том, что мы будем казнены как убийцы и осквернители шаббата!” Раббан Шимон бен Гамлиэль ответил ему: “Возможно, когда-то случилось, что, сидя за трапезой, ты задремал, и пришла женщина с вопросом о чистоте семейной жизни, но слуга ей ответил: “Он отдыхает”. А ведь в Торе сказано: “Если истязать, истязать его будешь, когда он возопит, возопит ко Мне, Я услышу, услышу вопль его”[7] и следующий стих Торы продолжает: “И воспылает Мой гнев, и Я казню вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши сыновья — сиротами”[8]”.

И Мидраш рассказывает, что раббан Шимон бен Гамлиэль сам вспомнил, как однажды к нему пришла некая женщина с вопросом, а он, надевая в это время верхнюю одежду или завязывая шнурки обуви, попросил ее секунду подождать, пока не закончит, — и этот случай заставил мудреца признать справедливость вынесенного ему смертного приговора.

И вот, перед нами глава Израиля, к которому пришла простая женщина с вопросом… Возможно, она вообще впервые в жизни видела величайшего мудреца поколения. Задержаться в его доме еще на несколько мгновений — для нее несомненно огромное удовольствие. Каждое слово, исходящее из его уст, для нее — величайшая ценность, которая навечно останется в ее сердце и памяти. Она всегда будет гордиться — ведь ей случилось говорить с главой поколения!

И, разумеется, он не был обязан прервать свое дело, тем более что оно занимало всего несколько секунд! Конечно, мы знаем, что человек, вынужденный обратиться за помощью к другим, чувствует себя так, будто его казнят огнем и водой. Но ведь эта женщина пришла не за подаянием, а за ответом на свой вопрос. И если бы ей сказали, что для нее трудно и обидно задержаться лишнюю секунду в доме главы Израиля, она даже не поняла бы, о чем идет речь…

Но Тора проникает в самые глубины души человека, ведь “Все евреи — сыновья царей”[9]. И, несомненно, в сердце этой женщины есть некий уголок, в котором трепещет едва уловимое недовольство, вызванное ожиданием, несмотря на то, что она сама этого совершенно не ощущает, и, более того, воспринимает как радость. Однако мудрецам это видится страданием. И приговор справедлив: причиняющий мучение ближнему будет казнен как убийца.

Вот перед нами понятие убийства в толковании мудрецов Талмуда.

И еще один пример — о грабеже. Первое представление о значении этого слова — грубое насилие, когда грабитель отбирает вещь у своей жертвы, как сказано: “И выхватил он копье из руки египтянина…”[10] Но из слов наших мудрецов, благословенной памяти, мы выводим нечто совершенно иное.

Повествует Талмуд в трактате Хулин: “Сказал Абайе: вначале я забирал долю коэнов, ибо считал, что так выражаю любовь к заповеди! Когда я услышал мнение мудрецов о том, что слова “…и даст коэну”[11] означают: хозяин должен дать ее, а коэн не вправе забирать сам, — я уже больше так не поступал, а говорил: дайте мне! (Раши объясняет: “Я просил напрямую, потому что полагал, что так выражаю любовь к заповеди”). Но затем я услышал слова Барайты: “Но не следовали сыновья (пророка Шмуэля) его путями и склонились к корысти и брали взятки и искривляли суд”[12]. — Рабби Меир сказал: их вина заключалась в том, что они требовали долю левитов напрямую!” После этого я перестал просить, но если мне давали — я брал. Но затем я услышал еще одну Барайту: “Скромные отводили свои руки от Хлебов подношения, а жадные делили их между собой…”[13] Тогда я вообще перестал брать долю коэнов»[14]. Тосафот объясняют: «Абайе не хотел выглядеть жадным в глазах людей, обирая нуждающихся больше него, — несмотря на то, что он тоже не был богат…»[15]

В этой истории нет ни малейшего намека на грабеж в прямом смысле. Наоборот: само по себе принятие подношений коэнам — это заповедь, к которой Абайе желал быть причастным всем сердцем, — ведь так повелел Г-сподь! Когда же он узнал, что из стиха Торы непосредственно следует, что он не должен брать эти дары сам, то перестал так поступать. Теперь ему пришлось выражать свою любовь к заповедям в более скромной форме. И он стал просить: «Дайте мне долю коэна! Позвольте мне быть причастным к исполнению этой заповеди!» Но рабби Меир на все это смотрел по-другому: здесь нет любви к заповеди, а лишь только грех. Такой поступок по своей сути — грабеж, и это выводится из слов пророка: «…и склонились к корысти, и брали взятки, и искривляли суд…»[16] И когда Абайе это понял, то больше не просил долю коэна, и лишь принимал, когда ему давали. Но, услышав слова Барайты: «Скромные отводили свои руки от Хлебов подношения, а жадные — делили их между собой…»[17], он вообще перестал принимать дары коэнам, не желая обделять тех, кто нуждался больше него… Благодаря учению рабби Меира он смог понять: даже и в том, что коэн берет долю, которую ему определила Тора, можно усмотреть кражу. Пусть и сам он не богат, все же, поскольку есть более бедные коэны — он их обирает!

Наши мудрецы, благословенной памяти, открыли нам целые миры Торы и ее сокровенное знание. Они сформулировали центральный принцип всех ее заповедей, запретов, требований и предписаний. Они научили нас истинному пониманию языка Писания: «Не убей», «Не укради», «Не опозорь» — «Не причини боль ближнему». Даже если «обидчик» не замечает этого, а «обиженный» сам не чувствует, и, может быть, даже было бы правильно счесть это наслаждением и удовольствием, — Тора проникла в самые глубины души и обнаружила след неприятного ощущения. И если ты причинил человеку боль даже такого рода — ты убил его и ответишь за это!

И так мы должны как можно глубже изучить каждую заповедь и запрет Торы, понять каждое ее слово, найти разъяснение в высказываниях мудрецов предыдущих поколений и научиться «находить общее в похожем и различие в отличающемся».


[1] Брахот 17а.

[2] Шмот 20:13.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Мехильта, Бешалах, гл. 2.

[6] Бава Меция 58б.

[7] Шмот 22:22.

[8] Шмот 22:23.

[9] Шаббат 67а, Бава Меция 113б.

[10] Шмуэль (II) 23:22.

[11] См. Дварим 18:3.

[12] Шмуэль (I) 8:3.

[13] См. Раши, Йома 39а.

[14] Хулин 133а.

[15] Тосафот, Хулин 133а.

[16] Шмуэль (I) 8:3.

[17] См. Раши, Йома 39а.

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…