Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Шабат, Мистика, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
Но зачем вообще понадобились эти шесть дней Творения, завершающиеся всплеском под названием Шабат? Почему бы весь этот семидневный процесс не вместить в один миг Творения, чтобы сразу расставить всё по своим местам?
Этот семисуточный последовательный процесс Творения, этот подённый ход преобразования мира предназначались для человека, чтобы помочь ему осмыслить своё место в мироздании. Сам факт того, что Творец шаг за шагом, придавал миру очертания и смысл, дало возможность выделить принципы и законы, которыми это мир управляется.
Каждый из шести дней Творения, а также Шабат, соответствовал определённому духовному состоянию из семи уровней — сфирот, которыми Творец желал наделить этот мир. На самом деле этих сфирот — десять. Первые три — самые высокие, запредельные, далёкие, недоступны нашему пониманию, но нижние семь — проявляются в этом мире последовательно, соответствуя каждому из дней Творения. Каждый день — свой уровень, свой «цветофильтр», свой характер, благоприятствующий именно этому дню, воплощённый именно в этот день.
Но почему этот семидневный временной промежуток, этот еженедельный цикл, венчающиеся Шабатом, прокручивается без конца, проигрывается снова и снова, на протяжении всей человеческой истории? Почему вращение этого семигранного волчка сохраняется с такой скрупулёзностью до сегодняшнего дня?
Дело в том, что духовной энергии для существования миру хватает только на шесть дней. Мир изначально был рассчитан на то, чтобы «проработать» шесть дней и вернуться к реликтовому состоянию — небытию.[1]
К концу шестого дня недели всё сотворённое подходит к пределу своих возможностей. Ещё немного, и на исходе шестого дня всё готово исчезнуть. Но наступает Седьмой день и всё обращается вспять, начинается сначала. Шабат — это возобновление, восстановление энергии существования. И кто же в этом грандиозном круговороте играет главную роль? Конечно же, человек!
Человек, появившийся на шестой день, своим соблюдением Шабата, своим освящением дня, как бы возвращает временной цикл заново, на нулевую отметку, и всё закручивается опять. Мир творится заново, начиная с первого уровня, переходя на второй, потом — на третий, и так далее, до конца недели.
Шабат — этот переключатель времени, рубильник Творения, источник энергии, возобновляемой в этот день, — запускает механизм Бытия с новой силой. Ключиком же этого механизма, его свечой зажигания, является человек. И так это работает с тех пор и до сего дня.
В первые дни Творения, до наступления Шабата, мир был неустойчив и нестабилен, но приход Седьмого дня изменил положение. Мир устоялся и окреп. И это потому, что в Шабат миру добавили душу. То есть, в этот день всё на свете получает импульс и стремление к дальнейшему существованию.[2]
В сумерках перед Шабатом были сотворены души, лишённые физических тел. Физических тел, но тела другого рода у них были.[3] Эти существа называются шейдим или мазиким — губители.[4]
Шабат знаменовал собой также определённый этап, когда Творец, создав всё сущее, в определённом смысле передал управление процессу, который мы называем «естественным» ходом вещей.[5]
[1] Ор а-Хаим, Берешит, 2, 3
[2] Ор а-Хаим а-кадош, Берешит, 2, 3
[3] Эц Хаим на Берейшит Рабо, 7, 5
[4] Тур
[5] Рабейну Бхаей, Берешит, 2, 3
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы