Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний еще до сотворения мира создал раскаянье и приготовил особый день для молитвы и сожаления о грехах, который раз в год очищает человека, как хозяин дома очищает его от сора

«И будет это вам законом вечным, чтобы искупать сынов Израиля от всех грехов их раз в год»[1].

Мне кажется, что этот стих можно объяснить в соответствии с тем, что сказал царь Давид, да покоится с миром: «Чего бояться мне в дни бедствия? — (но) грех моих пят окружает меня»[2]. Этот стих толкуется мудрецами[3]: «Это грехи, которые человек топчет (то есть, не обращает на них внимание)». Разъясним это:

Притча.

Человек строил дом. Во время строительства постарались, чтобы дом был построен идеально, без единой щели, и не пропускал ветра и пыли. Когда дом был готов и хозяин въехал в него, то люди увидели, что он заносит в дом метелки, чтобы подметать пол. Его спросили: «Зачем тебе метелки? Ты ведь построил добротный дом, и нет в нем щелей, которые пропускали бы ветер и пыль!» Хозяин дома ответил: «Но ведь в дом заходят люди, а к их подошвам на улице прилипают песок и пыль, которые они заносят внутрь. Для этого мне и нужны метелки, ведь если я не буду подметать, то дом постепенно засорится!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний вселил в тело душу, и она обитает в нем, как человек в доме. Тело Всевышний со всех сторон упрочнил заповедями, данными для его частей: глаз, ушей, рта, языка, рук, ног и т.д., как об этом подробно говорится в книге «Сефер Харедим». Это было сделано, чтобы к душе не проникал никакой «сор» этого мира. Но человек — он человек, и вынужден взаимодействовать с физическим миром. Выходить наружу — есть, пить, спать, общаться с другими людьми, а потому к нему пристает пыль, и как сказали мудрецы, это то, что он топчет своими подошвами. То есть, когда человек взаимодействует с физическим миром, он не может не запылиться. Поэтому Всевышний еще до сотворения мира создал раскаянье и приготовил особый день для молитвы и сожаления о грехах, который раз в год очищает человека, как хозяин дома очищает его от сора. И поэтому сказано, что этот день будет «законом вечным», без которого не будет возможности искупить грехи. Но если грехи народа будут многочисленны, то одного дня в год не хватит им для очищения.

«По обычаям земли египетской, в которой жили вы, не поступайте… Постановления Мои выполняйте, и законы Мои храните, чтобы следовать им. И храните Мои законы и Мои постановления, выполняя которые человек живет.»[4].

Раши, да будет благословенна память о нем, толковал этот стих: «Подчеркнуто, что следует хранить и выполнять законы, и хранить и выполнять постановления…». Чтобы понять, о чем идет речь, приведем сначала слова Мидраша[5]: «Шма Исраэль». Почему Моше решил именно в тот момент сказать им «Шма Исраэль»? Сказали мудрецы: это похоже на то, как царь женился на знатной особе, и подарил ей два драгоценных камня. Один камень пропал. Сказал ей царь: «Один ты потеряла, храни хотя бы другой». Так и Всевышний как бы «женился» на народе Израиля, подарив им две короны: «будем выполнять» и «будем слушать». Когда евреи сделали золотого тельца, они потеряли корону «будем выполнять». Поэтому Моше предостерегает их: Вы потеряли «будем выполнять», храните же «будем слушать!» Это и есть «Шма Исраэль». Теперь разъясним все это:

Притча.

Когда один человек предостерегает другого, то тот другой, если принимает предостережение, может ответить ему двумя способами: он может сказать: «Я послушаюсь тебя», а может сказать: «Я выполню сказанное тобой». Разница между этими двумя ответами в том, что если предостерегающий хозяин, а предостерегаемый — его работник, то он должен сказать: «Я послушаюсь тебя», ведь в выполнении предостережения ему самому нет пользы, он выполняет его потому, что обязан слушаться хозяина (конечно, и работник может ответить: «Я выполню сказанное тобой», но здесь речь идет о тонкостях языка — прим.). Но если это, например, предостережение врача больному: «Делай так и так, и выздоровеешь», то правильным ответом будет: «Я выполню сказанное тобой». Ведь если бы больному было известно, что именно так он вылечится, то он сделал бы это и без предупреждения врача. В этом случае не подходит сказать: «Я послушаюсь тебя», ведь больной не принимает лекарство только ради того, чтобы слушаться врача.

Так и еврейский народ. Во время дарования Торы он был очищен, как очищенное от примесей золото или серебро. Каждый еврей достиг духовного уровня пророчества, как сказано: «Лицом к лицу говорил с вами Б-г»[6]. Они постигли глубины своей души и таким образом могли самостоятельно, собственным умом понимать все, что содержится в Торе (Возможно как Авраам, который постиг духовные корни заповедей и стал их исполнять в физическом мире, без того, что Б-г ему приказал — прим.), как говорится в пасхальной Агаде: «Если бы приблизил (Б-г) нас к горе Синай, но не даровал бы нам Торы, этого было бы достаточно». Сказали мудрецы[7]: «Евреи, которые стояли у горы Синай, полностью очистились духовно» (с них сошла та духовная нечистота, которую внес первородный змей в Хаву, а затем в первого человека — прим.). Поэтому евреи провозгласили: «Будем выполнять, и будем слушать». Они говорили сначала о выполнении, как больной врачу в вышеприведенной притче. Но потом они сказали: «будем слушать», так как были полностью преданы Всевышнему, и хотя они своим умом понимали суть всего сказанного в Торе, и необходимость исполнения, они выполняли это только чтобы слушаться Б-га — из страха перед Ним. Но после греха с золотым тельцом, духовная нечистота снова вернулась к ним, и они перестали понимать, в чем необходимость Торы, так как не могли больше постигать духовные корни души. Они больше не осознавали, что выполнение заповедей необходимо для ее поддержания и роста. Это и сказал евреям Моше: Вы потеряли «будем выполнять» — вы потеряли великую силу выполнять благодаря собственному пониманию. Поэтому храните хотя бы «будем слушать», ведь понятно, что повеления Господина необходимо выполнять».

Сейчас пойми разницу между законами (хуким) и постановлениями (мишпатим). Законы — это те заповеди, смысл которых не поддается нашему обычному пониманию, поэтому о них больше подходит сказать: «будем слушать» — поскольку так велит наш Господин. А постановления, — это те заповеди, смысл которых нам доступен, и которые человек в состоянии постановить сам. Здесь больше подходит сказать: «будем выполнять». Это видно и из самих стихов Торы. Сказано: «Постановления Мои выполняйте, и законы Мои храните». А затем: «И храните Мои законы и Мои постановления…». И слова Раши прекрасно сюда вписываются, ведь на самом деле, и постановления человек должен выполнять не потому, что умом понимает, что это необходимо, а потому, что Б-г ему велел. А что касается законов — мы должны понимать, что они нам во благо, даже если мы не можем понять их логику.


[1] Ваикра 16:34

[2] Теилим 49:6

[3] Авода Зара 18а

[4] Ваикра 18:3-5

[5] Мидраш Дварим Раба 3

[6] Дварим 5:4

[7] Йевамот 103

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…